Посмотрел вчера долгожданный "Фильм Социализм" Жана-Люка Годара. Давка была страшная. Сидели на ступеньках, коленках и головах друг друга. Оно, с одной стороны, и понятно. Новая работа живого классика. С другой же, ну, ведь понятно, что это Годар, который последние 15-20 лет одно и то же снимает под разными названиями. Хотелось, так сказать, засвидетельствовать: лед тронулся или всё в том же дрейфующем режиме застыл.
Оказалось, что пациент скорее мертв, чем жив. Это, конечно, тема для большой обстоятельной заметки. Что-то вроде "Поздний ЖЛГ. Кто виноват? Что делать?". Самое смешное тут в том, что "Фильм Социализм" мог с равным успехом называться "Фильм Капитализм" или "Фильм Коммунизм". Годар свои идеи (которых на круг не больше трех-пяти за последние 40 лет насчитать можно) упаковывает в столь амбивалентные банты и ленты, что интерпретация и привязка к названию превращаются в вещи десятого порядка.
Оно, конечно, замечательно, что старик ещё коптит воздух. Выдает продукт. Но та же "Организация сновидений" со своей "годаровщиной" куда честнее и интереснее, чем, собственно, сам Годар в нынешнем своём виде.
Можно было бы совсем иную песню завести. Восхвалять гения (а ЖЛГ безусловный гений кинематографа) до конца его дней - занятие не сложное. Куда сложнее (и неприятнее) признать, что великий режиссер откровенно устал и запутался в собственных теоретических и художественных самоповторах.
Ну так вот Годар, к большому сожалению и разочарованию, и правда очень и очень устал.
Другое дело, что совершенно неважно, чем ныне живущие из них сейчас занимаются - снимают шедавры, шлак или ничего - у нас есть их классика.