Ожидаемые комментарии — караул! горим! спасите наши души! — на очередной трейлер очередного отечественного жанрового голема наводят на размышления. И тут на самом деле достаточно сложная история, комплексная, так сказать. Нет ничего проще, чем навесить на все негативные отзывы ярлык «Осторожно, снобизм!» и наслаждаться просмотром. Проблема в том, что насладиться просмотром не получается. Ну, потому как действительно не совсем удачно, скажем так, сделано. И из каждого кадра, из каждой монтажной склейки желание догнать и перегнать Голливуд прёт. А в итоге всё не срастается и не срастается как-то.
Изображая жертву
В конечном счёте, если опустить лирическую часть на пять полноценных абзацев, всё сводится к неразрешимой дихотомии: ругать отечественное жанровое кино за очевидную подражательность вроде как надо (с идеалистическим посылом, что «творцы» когда-нибудь прислушаются к гласу народа), однако в то же самое время не совсем понятно, что зритель хочет в конечном счёте увидеть, хотя бы на уровне трейлера. Тут простая умозрительная процедура — оставляем в трейлере всё на своих местах, но меняем актёров на зарубежных, — приводит к однозначному умозаключению: отечественный зритель останется доволен. В этом, конечно, присутствует элемент какого-то исконно русского садомазохизма, занесённого в родные пенаты ещё Петром Первым. Мол, коль иностранное — то сгодится, сойдёт, даст результат, но если своё (без малейшей потери качества, а зачастую и лучше) — конец, катастрофа, стыд, позор, вечные муки. По факту лицемерие чистой воды, но глубоко сидит, с корнем уже и не вырвешь. Сними условный Бекмамбетов (к слову, единственный человек на российских просторах с завидным упорством пытающийся наладить «голливудский» конвейер) что-то отдалённо напоминающее четвёртую и пятую часть «Обители зла», распяли бы на месте, закопали, потом раскопали и распяли бы повторно. Но когда в титрах Пол У.С. Андерсон — $8,3 млн. за премьерный уикенд и рассказы о том, что «не ищите смысла, это чистый fun, смотреть надо на Миллу и спецэффекты». А на что надо смотреть в отечественном жанре? На то же самое! Но нет, все почему-то сразу глубинный смысл искать начинают, закономерно его там не находят и расстраиваются. Двойные стандарты.
Но есть и другая сторона медали. На подсознательном уровне (даже если собственный кино-вокабуляр ограничивается комедиями Гайдая и Рязанова) все примерно понимают, что советский кинематограф был по-настоящему силён, и при лобовом столкновении с голливудской машиной чувствовал себя вполне комфортно, а в некоторых специальных дисциплинах даже и выигрывал. Генетическая память, наследие, завидная возможность за культурной беседой с иностранцем произнести «Tarkovsky!» и бросить на собеседника уничижающий взгляд. А сейчас как-то сложнее. Если задуматься, на фестивальных полях славных имён с достатком — Хлебников, Попогребский, Мизгирев, Сигарев, Германика, Балабанов (Алексей Октябринович вообще любого пережует и выплюнет, не поморщившись), Герман-мл. и др., — но мозаика всё равно не выстраивается. Добровольное и взаимовыгодное катапультирование Тимура Нуруахитовича в голливудские чащи — успех абсолютный, если к вопросу с холодной головой подходить. Но вот появляется новый трейлер какой-то грядущей отечественной комедии или того хуже триллера, и сразу хочется спрятаться в кладовке и сделать вид, что ты не в курсе и ничего не знаешь.
Что с этим всем делать? Проблемы роста? Очевидно. Однако, чем дальше (и дольше), тем больше ситуация напоминает классическое «верхи не могут, низы не хотят». Ну, то есть всё равно смотрим, деваться некуда. Если исходить из того, что зритель до просмотра комедии условного Адреасяна вообще о том, что такое кинематограф не слышал, то всё хорошо, наверняка понравится. Но таких-то, слава богу, нет. Все всё понимают. Вспоминаются слова Клуни во время съёмок в «Бэтмэне и Робине» — низенько, но полетим. Есть подозрение, что сия сентенция девиз многих отечественных продюсеров и режиссёров, пытающихся (стоит отдать должное, сам факт попытки уже кое-чего стоит) как-то оживить жанровый ландшафт. При этом необходимо, правда, помнить, что хуже «Бэтмэна и Робина» сложно что-то представить (за исключением заглавной песни от The Smashing Pumpkins). И то, что светоносный человек-пароход Клуни тогда очевидным образом ошибся.
другие БЛОГИ
КОММЕНТАРИИ 14
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Во-первых, все мы взрослые люди, понимаем что кино снимать это не задача вселенского масштаба.
Это посильная задача, даже для нашей матушки России. И Бекмамбетов это уже не раз доказал.
Во-вторых, простите конечно, Голливуд никогда не сможет затмить славы нашего кино, только потому что, это наши фильмы. В них показана русская жизнь - изнутри, со знанием этой самой жизни. Конечно, это я пишу про русские фильмы. А не про какую-нить ерунду типа Мужчина с Гарантией или ТриГада.
В-третьих если свести вместе "во-первых" и "во-вторых", начинает тошнить при виде Цитадели, или такого же залепона.