НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
Hasta la victoria siempre!
4 декабря 2012, 14:09:00
Hasta la victoria siempre!

Про режиссёра Содерберга принято говорить (имея на то веские основания), как о человеке без сердца, снимающего не живые истории, а интеллектуальные, миллиметровой линейкой замеренные схемы. Работает быстро, качественно, комар носа не подточит. В 2008-м году Содерберг снял 268-минутный биопик «Че» про команданте Эрнесто Гевару. Столь внушительный хронометраж автоматически ставил крест на бокс-офисных ожиданиях, но когда американский режиссёр снимает фильм об одной из икон революции, задавшей неплохую идеологическую трёпку властям США, дело, конечно, не в деньгах и кассовых сборах. Кроме всего прочего, это прекрасный предлог и возможность для какого-то внятного высказывания, сама тематика настоятельно просит и требует. Но не тут-то было. Стивен пошёл своими обычными тропами.


В первой части — «Аргентинец» — режиссёр сталкивает две ипостаси Че: молодого революционера, плывущего с отрядом Фиделя Кастро захватывать Гавану (1957 год) и политика, выступающего с пламенной речью на заседании Ассамблеи ООН (1964 год). Во второй — «Партизан» — Че вместе с небольшим отрядом пытается взять власть в Боливии, где, как известно, был пленён и убит. Примерно 95% экранного времени Бенисио дель Торо, сыгравший здесь, безусловно, одну из лучших ролей в своей карьере, ходит по лесу с 30 подручными, пытается справиться с приступами астмы, греется у костра, прищуривается, спит на земле. Всё. Никаких драматургических конфликтов, запоминающихся диалогов, и прочих ружей, по завету классика долженствующих выстрелить во втором акте. Голая констатация, эстетская фиксация (Содерберг, будучи блестящим стилистом, и тут не отказывает себе в ряде занятных операторских шуток-прибауток). А где революционный запал, огонь, до сих пор читающийся в глазах Че, смотрящего на нас с бесконечного количества плакатов, фотографий и футболок? А нет его тут. Очевидно, режиссёр снимал о другом.

Содерберга совершенно не интересует миф о революции, его интересует её механика, на уровне самых простейших действий — взял винтовку, зарядил, убил врага, закурил сигару, прилег отдохнуть. И пугающий хронометраж, в этом смысле, совсем не случаен. Строго говоря, он мог бы быть и 300 минут или 350, это уже неважно. Всё зависело от пристальности режиссёрского взгляда, он решил остановиться на четырёх с лишним часах. Смотреть всё это не столько интересно, сколько поучительно. Этакая медитация на тему революции, только вместо священного звука «ОМ» тут «Че».

В то же время именно такой ракурс даёт больше пищи для размышлений, нежели очередная поделка из серии «А помните, каким он парнем был?!». У человека была мечта, была сверхидея, и он их реализовывал, в буквальном смысле своими руками. При кажущейся холодности содерберговской подачи эта мысль относительно Гевары совершенно очевидна.






КОММЕНТАРИИ 5

Замечательный фильм. После Limey, единственный, который понравился без всяких отговорок.

Не понимаю всех этих дифирамб, мне лично больше ближе Че из дневников мотоциклиста, а у Содерберга какой-то человек-схема получился, смотреть на которого просто скучно

Если Станислав так про своего "любимчика" говорит, значит с фильмом точно что-то не так.

В Дневниках было то главное, что упустил Содерберг, а именно причины трансформации сознания и изменение отношения к жизни у Че. А здесь только "бери автомат и стреляй".

В исторических фильмах о реальных людях, этот подход мне больше импонирует. Поступки людей говорят о них больше, чем режиссеры могут придумать. У каждого автора свой взгляд на мотивацию и мысли героя, и он может не совпадать с вашим мнением. Лучше составить свое мнение мыслях, переживаниях по поступкам и делам.


ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер