НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Почти правда

    , 18
    По случаю выхода «Гостьи» мы решили вспомнить все четыре предыдущие режиссёрские работы Эндрю Никкола, главного на сегодняшний день хроникёра виртуального бытия (где всё почти как в жизни) и любителя винтажных авто. 

    16 лет назад этот новозеландец с английскими манерами выскочил чёртиком из табакерки, разбудив сонную вторую половину 90-х, когда одни копировали Тарантино (сам же Тарантино при этом силился не копировать себя), другие получали «Оскары» за академические до тошноты полотна, а третьи просто валяли дурака, дожидаясь нулевых. В это смутное время Никкол выступил в роли возмутителя спокойствия, одержимого антиутопиями (будто бы Оруэлл с Хаксли не всё сказали): его первый сценарий — «Шоу Трумана» — Питер Уир экранизировал в 1998-м, но годом раньше новозеландец успел дебютировать в режиссуре «Гаттакой» — фильмом, без преувеличений, безупречным.

    «Гаттака» (1997)


    Недалёкое будущее. Биотехнологии достигли невиданных высот: люди из пробирки практически идеальны — генетический материал очищен от дефектов, продолжительность жизни можно предсказать ещё в антенатальный период. Но позволить себе роскошь родиться сверхчеловеком могут далеко не все. Винсент Фриман (Итан Хоук) появился на свет «старомодным» способом, минуя манипуляции с генами. У него проблемы со зрением и сердцем, и космическая программа, в которую он грезит попасть, так и осталась бы для него несбыточной мечтой, если бы не поразительная сила воли и стремление достичь цели любой ценой. Ради вожделенного полёта на Титан «негодный» Винсент идёт на подлог: выдаёт себя, по взаимной договорённости, за «годного» Джерома Морроу (Джуд Лоу) — депрессивного искалеченного уберменша. До поры до времени всё идёт как нельзя лучше, но непредвиденные обстоятельства грозят Винсенту разоблачением. 

    «Гаттака», безусловно, дебют мечты. Никколу удалось с ходу завербовать потрясающую команду: художника и композитора фильмов Гринуэя (Ян Рулфс и Майкл Найман, соответственно), штатного оператора Кшиштофа Кесьлёвского (Славомир Идзяк). Но самое главное: уже со старта, проскочив традиционный и мучительный метод проб и ошибок, дебютант убедительно и доходчиво сформировал персональный режиссёрский стиль, который за 16 лет не претерпел существенных изменений. В известной степени, главный герой «Гаттаки» — альтер эго режиссёра, появившегося ниоткуда и, кажется, со старта взявшего рубеж, за которым начинается (буквально и фигурально) космос, безвоздушное пространство. И единственный способ оставаться в движении — патрулировать этот рубеж или, в крайнем случае, отступать. Никкол так и поступит: продолжит захватывающую игру с цветокоррекцией, маниакально выверенной геометрией мизансцен, псевдовинтажными объектами и очевидными, но аккуратными отсылками к немецкому экспрессионизму (разумеется, к Лангу прежде всего). «Гаттака» при этом не лишена характерного для дебюта наива: чего стоит один «хемингуэевский» порыв Никкола что-нибудь да переплыть («Шоу Трумана», в общем-то, о том же). Но любая метафора — дело в принципе опасное, и даже матёрые волки нередко грешат чересчур очевидными, басенными аллегориями. У Никкола получилось холодное, расчётливое кино — и оно, конечно, на любителя. Впрочем, есть здесь и маленький источник тепла: никому больше не удалось так снять Уму Турман (даже её главному обожателю Тарантино) — подобным образом режиссёры далёкого прошлого любовались, например, Ритой Хейворт, Ингрид Бергман, Одри Хепбёрн. И это, кстати, мостик к следующему фильму Никкола.

    «Симона» (2002)


    Режиссёр Виктор Тарански (Аль Пачино) в незапамятные времена получил «Оскар» за короткометражку, но так и остался на долгие годы в статусе «подающего надежды». Фильмы Виктора проваливаются один за другим, а вздорная суперстар (Вайнона Райдер) ставит крест на очередном его амбициозном проекте. Заменить истеричку некем, но, как выясняется, на артистках из плоти и крови свет клином не сошёлся. Тарански предоставляется уникальный шанс воспользоваться разработкой гениального программиста и встроить в почти готовый фильм виртуальную актрису — истинный шедевр CG-технологий (канадская модель Рейчел Робертс). Виктор даёт своей цифровой звезде псевдоним Симона (сокращение от Simulation One), выпускает картину и производит фурор в киносообществе. Никто не замечает подмены, Симона «получает» «Оскар», а Тарански — рабскую зависимость от идеальной исполнительницы. 

    «Симона» — самый недооцененный фильм Никкола, но критиков нетрудно понять. Здесь действительно есть к чему придраться — к рваному ритму, жанровому разнобою. К мискастингу, наконец: Аль Пачино своей привычно фонтанирующей витальностью фактически перечёркивает все попытки Никкола добиться эффекта остранения в ряде эпизодов. Но главная проблема, пожалуй, в том, что Никкол слишком рано (уже во второй картине) обратился к исповедальной интонации и самоиронии: «Симона», по сути, его «Восемь с половиной». Совершенно ясно, что Никкол, толком не успев утвердиться в качестве постоянно и последовательно функционирующего автора, ударился в сатиру сгоряча. Но даже при всех своих явных недостатках «Симона» — кино знаковое: в сущности, это язвительный фельетон о виртуальности абсолютно любой кинозвезды и подмене любви фанатичной страстью. А уж о том, что Никкол демонстрирует (и демонизирует) механизмы воздействия на общественное мнение, и говорить нечего. Нам-то все эти рычаги и блоки знакомы ещё с 1999 года, но трудно сказать, прочёл ли Никкол «Generation П» Виктора Олеговича Пелевина прежде чем засесть за сценарий (а о невозможном знакомстве режиссёра с замечательной песней Владимира Кузьмина не стоит даже мечтать). Прозрачна разве что отсылка к «Франкенштейну» (тоже Виктору), да ещё в одной из сцен дочка персонажа Пачино (её, к слову, сыграла 14-летняя Эван Рейчел Вуд) читает в Интернете статью о Пигмалионе. Всё это, однако, мелочи по сравнению с тем, что после съёмок «Симоны» Эндрю Никкол взял в жёны Рейчел Робертс — как у истинного джентльмена и честного художника у него не было иного выбора. И лучшего финала для этой истории, конечно, не придумаешь.

    «Оружейный барон» (2005)


    Эмигрант Юрий Орлов (Николас Кейдж) не на шутку заскучал на Брайтоне: вести семейно-ресторанные дела ему недосуг. Куда интереснее продать автомат. Через несколько лет Орлов станет самым крупным и влиятельным торговцем пушками в мире (хотя президент США, конечно, всё равно круче), обзаведётся женой-красавицей (Бриджит Монахэн) и дотошным спецагентом на хвосте, которого зовут, как порнозвезду — Джек Валентайн (Итан Хоук). Находясь в поддерживающем мышечный и мыслительный тонус статусе вечного (и неуловимого фактически) беглеца, Юрий целует телевизионного Горбачёва в живописную лысину, мимоходом тоскует по Чёрному морю, трапезничает с самыми кровожадными упырями этого мира — в общем, живёт увлекательно. Но всё-таки что-то не так — у наших же по-другому и не бывает. 

    «Оружейный барон» кажется резким отступлением от генеральной творческой линии Никкола, вдоль которой громоздятся квазифутуристические ландшафты и прочая атрибутика виртуальной реальности. Но это лишь на первый взгляд. Кино, срисованное (поговаривают) с клокочущей биографии Виктора Бута, для Никкола лишь очередной лаз в заборе, разделяющем реальный и не очень миры. В первых же кадрах (собственно, на открывающих титрах) Никкол послеживает эволюцию результативного выстрела: от этапов заводского производства патрона до попадания пули в лоб африканского подростка. По большому счёту, сама по себе череда событий, происходящих в последующие два часа, не так уж и важна: здесь всё решает интонация, взгляд со стороны, дающий понять, что реальность по части абсурда может дать сто очков форы любой антиутопии. Изумительно уже то, что эстет и фантазёр, вроде бы витающий в облаках, с лёгкостью отыскал тропинку в кровавую действительность, где автомат является преемником авторучки, которой подписываются договоры о купле-продаже оружия. Конечно, на повествовательном уровне удобнее считать «Оружейного барона» достаточно прямолинейным политическим и гуманистическим высказыванием. Но не выходит: событийный ряд тонет в океане метафор, энергия выстрела прожигает плёнку, а Кейдж, удобно устроившийся у рухнувшей статуи Ленина, говорит об изменившемся мире куда больше, чем сводки новостей соответствующего периода.

    «Время» (2011)


    Снова недалёкое будущее. Главной валютой в футуристическом мире становится время: более-менее обеспеченные люди перестают стареть в 25 лет (спасибо генетикам), но беднякам относительное бессмертие не светит. Уилл (Джастин Тимберлейк), выросший в гетто, знакомится с Генри (Мэттью Бомер), у которого куча времени, но нет ни малейшего желания жить. Перед тем, как совершить самоубийство, Генри делится своими запасами с работягой (не пропадать же добру). Уилла обвиняют в предумышленном убийстве, и, пустившись в бега, он прихватывает с собой в качестве заложницы дочку магната (Аманда Сайфред). У беглецов обнаруживается общность взглядов (приблизительно анархических), и они принимаются раздавать время направо и налево, провоцируя взрывоопасную для общества ситуацию. 

    Возвращение Никкола к вдумчивой футуристике обернулось творческим провалом. Дело то ли в авторской неряшливости, с которой автор гениальной «Гаттаки» на этот раз отнёсся к своему самому «дикобразному» фильму (родство картин Никкола с текстами главного наркофантаста современности Филипа К. Дика неоспоримо), то ли в попытке алхимическим образом «поженить» мейнстрим с собственными навязчивыми идеями. Как бы там ни было, «Время» вышло в «слепую» зону, в которой нет точек пересечения конвейерной фантастики с буйством авторской мысли. Сама по себе задумка о времени-валюте чудо как хороша, но Никколу явно не хватает прежней дотошности по отношению к материалу: идя по верхам и разгоняя темп, он теряет ту волшебную медитативность, которой заворожил зрителя в дебюте. В результате кино тянет разве что на примитивный левацкий манифест в цветастой обложке, соперничающий по части суггестивности со сценарным пунктиром. Don’t waste my time (c).

    КОММЕНТАРИИ 18
    все эти фильмы интересны, кроме последнего. Тут он что-то не дотянул.
    Согласен, все фильмы по своему хороши, кроме "Времени".  Уж очень обидно, что из такой благодатной идеи - вышло такое поверхностное и бездушное кино. А вот "Гостья" оказалась вполне неплоха. Даже не смотря на некоторый "Майеровский" привкус - это все-таки чисто "Николовское" кино.  И уж точно не бездушное. Да, и Сирша как всегда хороша. 
    Эндрю Никкол? Был раньше такой режиссер.
    Три из четырех, нормально. Да и "Время" могло получится хорошим, идея то классная. Просто перо сценариста спустя пару листов немного не туда увело. Ну будем учитывать, что к режиссеру счет гамбургский, конечно. Будь то " Время" плодом какого-нибудь дебютанта, шума много было бы.
    Что касается " Гостьи",   все эти фантастические сопельки после " Оружейного барона" или " Гаттаки" или замечательной "Симоны" как-то неохото смотреть. Да и Стефани Маейр пора уже на диету сажать, гляди пару лет отдохнем хоть.
    Три из четырёх + один [первый] в уме)...

    Не знаю, чего некоторые с ним так носятся. Режиссёр как режиссёр. Больше всего понравился Барон, скорее благодаря сценарию и актёрам. "Гениальная" Гаттака, ха-ха... стерильное, безжизненное кино с  фальшивой моралью. Во Времени хороша первая половина, но дальше идёт конкретный слив. Симона вообще худший его фильм, наивная сказка с претензиями; да и Гостья где-то там же.

    Давайте, кидайте в меня помидорами...

    Помидоров нет, остальное жалко)...
    Надоело в Вас помидоры уже кидать. 
    Хороший текст...Приятно было узнать, что у товарища Молчанова схожие взгляды на раннее творчество Никкола...

    Что ни говори, а если посмотреть на любую из его работ, то что ни идея, то шедевр...Исключение - "Оружейный барон"...Имею в виду только лишь, на первый взгляд выглядевший "псевдобиографическим", сюжет, а исполнено, конечно, мастерски, чего стоит только "байопик" о жизни пули...

    "Время" тоже могло стать в один ряд с жемчужинами вроде "Шоу Трумана", "Гаттаки" и "Симоны", но помешал глянец...Актёров надо было брать других, и не стоило идти на поводу у моды...

    В общем, спасибо KINOMANIA, радуете в последнее время обзорами - сначала Кроненберг, потом Тарантино, теперь вот Никкол...Один любимый режиссёр за другим, продолжайте в том же духе...
    О "Гостье" говорить пока ничего не хочу, и так тяжко...
    Отличный режиссёр, но начинал за здравие ("Гаттаку" могу пересматривать когда угодно), а заканчивает за упокой. И непонятно в чем дело. Погнался за длинным долларом? Надеюсь, следующая постановка будет нестудийной, когда Никкол будет контролировать всё с самого начала. 
    "Оружейный барон" Никколу удался (и к слову, для меня это последний на сегодня приличный фильм с Кейджем в гл роли)... "Время" - на один (и то необязательный) раз... До "Гаттаки" все никак не доберусь (интерес к фильму есть, но вот время на его просмотр все никак не выкрою)... "Симону" тоже не видел (и что-то не тянет). 
    Gamp, в ближайшее время, когда у Вас будет свободных часа 2 и Вам захочется посмотреть какой-нибудь фильм, даже если при этом не возникнет желания или не будет ощущения, что "есть настроение на него", всё-таки, посмотрите "Гаттаку", а потом таким же образом, как-нибудь, "Симону"...Не пожалеете...А если уж [в чём сильно сомневаюсь], огорчитесь, тогда кидайте припасённые для Jefri помидоры в меня)...
    "Гаттаку" посмотрю обязательно. Думаю, в этом месяце все-таки найду для нее "окно". Самому уже как-то неловко иметь в своем киноманском багаже такой серьезный пробел...  Насчет "Симоны" не знаю, загадывать не буду...
    "Симону" смотрите обязательно! Отличное умное кино.
    Всё, убедили, ставлю "Симону" в очередь на просмотр.)
    Gamp, камрады дело говорят. "Симона" великолепное кино.
    Смотрел все.  Симону правда помню смутно. Гостью прежде чем смотреть, прочитал книгу. Остался доволен. Хорошая книга. Фильм тоже получился добротный. Но как всегда урезан по сравнению с книгой.

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.