НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Коллекционер»

    ,

    Юрий Грымов уникальный для российского шоу-бизнеса человек. Ему удаётся одновременно заниматься многими, на первый взгляд, несовместимыми, вещами. Реклама, театральные постановки, PR-акции, перфомансы; в конце 90-х настало время кино. На свет появился такой же беспомощный, в художественном смысле, как и главный герой, фильм "Му-му". Критики говорили: "Это не кино!", Грымов отвечал: "Это кино, но моё". Оказалось, что зацепить, как публику, так и пишущею братию тургеневскими откровениями не удалось. Ничего. Не получилось сейчас, получится в следующий раз. Так рождался замысел "Коллекционера".

    В городе, похожем сразу на все города мира, идет дождь. Два человека запутались в собственной судьбе. Петр и Андрей не знают, что делать с жизнью. Может быть, просто сдаться на милость обстоятельств? Петр и Андрей пишут прощальное письмо своему старому другу, Илье. Вот-вот должно что-то произойти. Дождь становится все сильнее, он уже похож на всемирный потоп… Дождь смывает кровь с человеческих лиц, но он не в силах сделать людей хотя бы немного чище... Друзья попадают в огромный таинственный дом, напоминающий модель мироздания. Хозяин дома - коллекционер. Он собирает диковинные вещи: камни с других планет и говорящих птиц; ядовитых насекомых и фаллосы; сигары, трубки, табаки и гравюры; иконы и ругательства; чувства и запахи; пороки и соблазны… За окнами его дома шум дождя мешается с треском и гудением пламени, а в комнатах Новый год в мгновение ока сменяется летней жарой. Ценность его коллекции не в количестве подлинников, а в том, что никто не может назвать точное количество подделок. Скоро в доме появляется и третий из друзей - Илья. Коллекционер поминутно провоцирует и искушает своих гостей: его собрание позволяет им взглянуть на себя со стороны. Друзей никто не держит в доме насильно. Но очень скоро они начинают понимать, что коллекцию невозможно покинуть добровольно. Коллекционер знает истинную цену человеческим страстям и порокам: здесь каждый находит именно то, что искал. Однажды коллекционер представляет Илье, Петру и Андрею свою дочь - красавицу Машу. Маша обращает внимание прежде всего на Илью. Илья пытается устоять перед соблазном - ему кажется, что коллекционер манипулирует его чувствами. Но притягательность Маши оказывается сильнее сомнений. У Ильи и Маши начинается тайный роман. Вскоре Илья узнает, что Маша спит еще и с Петром, а позже оказывается, что она не оставила в обиде и Андрея…Коллекционер, кажется, доволен - ему удалось добиться своей тайной цели. Но какова эта цель? Кого из троих выберет роковая красавица Маша? Кто из друзей сможет пережить этот выбор? Кто сумеет спастись, а кто навсегда останется экспонатом Коллекции?

    Таков официальный синопсис картины. На экране всё выглядит несколько иначе, поэтому знание краткого содержания ленты ни коим образом не отразится на её восприятии. "Коллекционер" - говорит режиссёр, - появился из моих внутренних столкновений.

    Сейчас фильм - и по форме, и по содержанию, и по состоянию - соответствует моему представлению о публичном воплощении своих мыслей. То есть фильм - это фактически я. Я сейчас. Да, во мне есть некоторая запутанность. Это не хорошо и не плохо, это существует. И мне кажется, запутанность эта касается не только меня, но и всего окружающего". Красивые, умные слова, точь-в-точь, как визуальный ряд картины. Художники-постановщики Маша Турская и Сергей Иванов проделали воистину титанические усилия. Дом Коллекционера, скопище вещей, хранящих память веков, является отдельным персонажем, довлеющий над всеми остальными.

    Грымов заявляет, что делал некоммерческий фильм. По форме - возможно, по содержанию - однозначно нет. Ссылки на Тарковского, Бунюэля, Малля, настолько очевидны, что похожи на прилежное школьное конспектирование одного из чеховских рассказов. Возможно, далеко не все зрители читали одноимённый роман Джона Фаулза (Грымов утверждает, что название его фильма не является ссылкой на произведение писателя, но, почему тогда в международном прокате фильм перевели как "The Mastermind", а не напрашивающийся "The Collector"?!), но библейские аллюзии почувствует каждый. Нет ничего проще, чем назвать героев именами апостолов, а совращающую их девушку, именем Магдалены, искупившую свои грехи перед Господом. Слоганы фильма, достойные лучшего применения в советские времена, - "Избегайте устойчивых определений" и "Жизнь прекрасна, потому что несправедлива", должны были, по замыслу авторов, подготовить почву для "перерождения" отечественного зрителя. И снова мимо. Любое определение изначально содержит в себе парадигму, а жизнь и справедливость, понятия несовместимые a priori. Зачем, делая фильм "не для всех" надо было скатываться к азбучным истинам арт-кино, с премьерой в кинотеатре "Художественный" и бюджетом в 1,5 млн. долларов? Дело не в том, что "Коллекционер" кино не форматное, а в том, что его снимает Юрий Грымов.

    Отдельного разговора заслуживает актёрский ансамбль фильма. Все, во главе с Алексеем Петренко, играют потрясающе. Из каждой фразы, взгляда, жеста они выжимают по максимуму эмоций, чувств и смысла. Маша, в исполнении Екатерины Волковой, действительно, возбуждает и завораживает. Библиотекарша Вера, в исполнении Ирины Мазуркевич оставляет смешанные, как и задумывалось режиссёром, чувства. Образ Коллекционера вызывает больше вопросов, нежели ответов. Они, всеми возможными способами пытаются скрыть режиссёрские огрехи, и им это удаётся. Почти всегда.

    Режиссёр "Коллекционера" удивительный человек. Он до сих пор считает интересным совмещение музыкального соц-арта с новомодными, дорогостоящими картинками; называет Питера Гринуэя французским (!!!) Грымовым (интересно, что на это бы ответили жители Туманного Альбиона); не видит ничего плохого в промежутках между съёмками художественного фильма делать клипы для Витаса и Алсу. Но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А этим ничегонеделанием, к сожалению, занимается большинство нашей киноэлиты.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.