НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Завороженный»

    ,

    После ухода на пенсию главного врача лечебницы для душевнобольных его место занимает молодой психиатр Энтони Эдвардс (Грегори Пек). Странное поведение Эдвардса заставляет заподозрить в нём самозванца. Он признаётся психоаналитику Констанс Петерсен в своей амнезии. Мужчина не помнит даже собственного имени (единственная зацепка – инициалы «Дж. Б.»), но точно знает, что настоящий Энтони Эдвардс мёртв. Он уверен, что причастен к его гибели. По следу загадочного Дж. Б. уже идёт полиция. Влюбившись в незнакомца, Констанс содействует побегу. Вместе они отправляются в загородный дом профессора Александра Брюлова (Михаил Чехов) – учителя Петерсен. Свято веря в невиновность Джона Баллантайна (именно так, как выяснится позже, расшифровываются таинственные инициалы), Констанс надеется найти ответы в сознании возлюбленного. Этим поискам должна посодействовать её психоаналитическая практика.

    В «Завороженном» Хичкок обращается к теме внутреннего мира преступника и жертвы, ещё точнее – к соотношению поступка (в контексте детектива – убийство человека) и его осознания. Вначале Джон Баллантайн «виновен» лишь потому, что считает себя таковым. Объектом режиссёрского интереса становится не преступление как таковое, а подсознание мнимого и реального убийцы. Развязка «Завороженного» может удовлетворить лишь формально. Формальны здесь и мотивы преступника. Центральная тема картины – психоанализ в борьбе за правду. После того как обвинения с Баллантайна сняты, имя убийцы не имеет никакого значения, ведь главное уже показали. В конечном счёте, Хичкока интересует подводка к правильному ответу, нежели сам ответ. По новому эта тема зазвучит в одной из самых известных картин режиссёра «Психоз», где раздвоение личности станет основой всего сюжетного каркаса.  

    К работе над фильмом Хичкоку удалось привлечь серьёзные силы: молодые Бергман и Пек, блистательный Михаил Александрович Чехов, Сальвадор Дали как дизайнер сцены сна Джона Баллантайна. Плюсуем к этому новую для кинематографа тему психоанализа. Имея на руках такие козыри, снять откровенно проходную картину, коих в обширной фильмографии режиссёра было не так уж и мало, достаточно сложно. Поставить «Завороженного» в один ряд с «Головокружением», «Птицами», «К северу через северо-запад», упомянутым «Психозом» было бы явным авансом. Но отказать картине в умело созданном саспенсе и правдивых персонажах просто нельзя.

    Определить место «Завороженного» в творческом наследии Альфреда Хичкока не так-то просто. С другой стороны, есть ли в этом необходимость? Вполне достаточно того, что в 1945 году режиссёр снял интригующее действо с приятным ароматом психоаналитических заветов Зигмунда Фрейда.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.