НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Наука сна»

    ,

    Молодой человек Стефан возвращается в Париж, где его ожидает интересная творческая работа. По крайней мере, это обещала его матушка, настоявшая на приезде сына. На деле всё оказывается иначе. Трудовые будни Стефана проходят в подвальном помещении маленькой типографии. Трое коллег – секретарша Мартин, хлюпик Серж и помешанный на сексе Гай – не внушают особого доверия. Стефан знакомится с соседкой по этажу Стефани, не скрывающей интереса к молодому человеку. Постепенно дружба трансформируется в симпатию и взаимное влечение. Стефан открывает девушке свой секрет – каждую ночь во сне он ведёт программу «Стефан TV», в которой его фантазия преображает серую повседневность.

    Впервые идея снять подобный фильм посетила режиссёра во время работы над клипом, в котором двое молодых людей «обменивались» снами, пытаясь понять, как они (сны) взаимодействуют друг с другом. Имея за плечами «Звериную натуру» и «Вечное сияние страсти» Гондри решил приступить к реализации старого замысла, наполнив сценарий множеством автобиографических деталей. Назвать Стефана alter-ego режиссёра было бы преувеличением, но поведение героя Берналя может дать хотя бы общее представление о парижском этапе жизни Гондри.

    Режиссёр строит повествование на очевидной бинарности – явь и сон Стефана. В обычной жизни юноша не может похвастаться серьёзными достижениями, но в богатом на события мире «Стефан TV» для него не существует преград и запретов. Бессознательное порождает мириады образов, сюжетов, захватывающих историй. Задача Стефана – найти удобоваримый компромисс между окружающей действительностью и своим внутренним миром.

    Беглое знакомство с кратким содержанием способно вызвать законный интерес к картине. В режиссёрской фильмографии Гондри значатся всего лишь два полнометражных фильма, но многие с полным на то основанием рассуждают о самобытной, редкой для современного кино атмосфере, раз за разом создаваемой французом. Нечто неуловимое есть и в «Науке сна». Несмотря на это, банальный вопрос «зачем?», остаётся без ответа. Даже самое безобидное дуракаваляние преследует свои цели, их не надо декламировать, заявлять о них в пресс-релизах, при должном качестве проделанной работы зритель разберётся в этом без подсказок. Гондри же занялся прилежным цитированием (киноманы не без удовольствия отметят ссылки на Хичкока, Шванкмайера, Кокто и т.д.), оставив за скобками сверхидею всего проекта. Её здесь просто нет. Возможно, таков был режиссёрский замысел, что ж, бывает, но поверить в это после «Вечного сияния» очень и очень сложно.

    Не исключено, что причиной подобного сценарного фиаско стало НЕучастие в проекте верного соратника Гондри – Чарли Кауфмана. В отсутствии оного, тяготы сюжетосложения пришлось взвалить на себя. В сухом остатке здесь лишь ослиные уши Берналя, да похабненькая шутка про Скорсезе. Не так плохо как могло бы быть, но значительно слабее, чем ожидалось.

    Остаётся надеяться, что «Наука сна» станет хорошей наукой для самого режиссёра. Учиться на ошибках не только полезно, но и интересно. Чем не сюжет для нового фильма?  

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.