НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Свободное плавание»

    ,

    Жизнь 20-летнего Лёни течёт плавно и размеренно. Реалии российской провинции (городок Мышкин) не оставляют парню выбора. 8-часовой рабочий день на заводе, вечерний променад до ближайшей дискотеки, драка с «местными», танцы под безголосое творчество отечественной поп-индустрии в компании разных, но одинаково невзрачных барышень. Безмятежность Лёниной экзистенции нарушает закрытие производства. Молодой человек пробует себя в торговле, штукатурно-малярных буднях… но всё это не то. Своё новое призвание Лёня находит в бригаде дорожных рабочих, что незамедлительно сказывается и на личной жизни парня. Бывшая одноклассница по прозвищу Хрюша превращается для него в музу, ради встречи с которой можно спать на подотчётных бригаде кирпичах или, скажем, перевыполнить план по «лечению» извечной русской беды…

    Вторая по счёту, но первая самостоятельная работа Бориса Хлебникова («Коктебель» был снят в паре с Алексеем Попогребским) – редкая для отечественного кино птица. Причиной тому явная внежанровость конечного продукта. Внежанровость не формальная (сам автор согласился на рекламную формулировку «абсурдистский комедийный комикс»), а прежде всего содержательная. В «Плавании» без всяких натяжек можно обнаружить элементы драмы, социальной сатиры, абсурда, комедии и т.д. Важно оговориться, обозначенная «мешанина» отнюдь не минус. Перед нами не блокбастер, играющий (и делающий кассу) на зрительских ожиданиях, а спокойное внятное авторское кино, где режиссёр ясно и чётко представляет, что должно получиться в итоге.

    По словам режиссёра, он снимал свой фильм о конкретном человеке, не думая и не желая делать каких-то многозначительных выводов о поколении или эпохе. Хлебниковский Лёня в этом смысле максимально реалистичен. У него, как и у всех нас: вчера – трагедия, сегодня – комедия, завтра – драма, и так каждый новый день. Александр Яценко играет юношу, который просто живёт, существует. Классический «лишний человек» в условиях провинциальной России нулевых годов XXI века. 19 лет назад Карен Шахназаров актуализировал тему «Курьером», ставшим одним из лидеров проката 1987 года. Рассчитывать на подобный успех «Свободному плаванию» не приходится по целому ряду причин: иное время, другая страна, в конце концов, другой кинематограф, но здесь важен сам факт обращения к проблематике, на долгие годы покинувшей умы и сердца отечественных режиссёров.

    Насмотренность Хлебникова (за плечами киноведческий факультет ВГИКа), как бальзам на душу киномана. Но это отнюдь не викторина, где победитель выявляется по количеству разгаданных ссылок и цитат. «Свободное плавание» может прийтись по душе и тем, кто впервые слышит имена Муратовой, Джармуша, Иоселиани или Каурисмяки. Главное, что кому-то ещё интересно снимать и говорить о том, что происходит за границами МКАДа, ставя во главу угла жизнь обычного 20-летнего паренька из глубокой провинции. Хлебников решился и не прогадал, отправив в свободное плавание не своего героя, а самого себя. Попутного ветра!

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.