НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Я видел Дьявола»

    ,

    Невеста агента корейской разведки, застрявшая в ожидании эвакуатора на заснеженном ночном шоссе, становится жертвой серийного убийцы — с виду безобидного мужчины средних лет, который к тому же разъезжает на школьном микроавтобусе. Убитый горем жених берет двухнедельный отпуск и клянется найти маньяка и заставить его страдать в десять тысяч раз сильнее. Сказано — сделано: находит и пытается заставить. Добравшись до душегуба, агент на время отпускает его, оставив на память сломанную руку и пачку денег, чтобы подонок не бедствовал в ожидании следующего раунда измывательств. Все идет к тому, что свою клятву мститель сдержит, однако игра в отложенную казнь в итоге превращается в поединок равных соперников: маньяк, видите ли, оказывается крепким орешком, презирающим боль и не ведающим страха. И теперь победитель в этой схватке не так уж и очевиден…

    Давно известно, что у режиссера Ким Чжи Уна вместо головы — компьютер, начиненный едва ли не всем наследием мирового кинематографа и, что самое главное, алгоритмами по созданию идеального жанрового кино. Кореец планомерно штампует образцы хоррора, нуара и даже вестерна, которые вполне можно использовать в качестве учебных пособий на режиссерских курсах. Причем постмодернистская изнанка жанра режиссера интересует меньше всего: если не брать во внимание безобидное цитирование, то похулиганил он за свою карьеру всего-то раз — сбой программы произошел в фальшивом и прекрасном вестерне «Хороший, плохой, долбанутый». В целом же его работа — довести производство продукта до идеального конвейерного автоматизма. «Я видел Дьявола» — такой вот образчик «маньячного триллера».

    Не обошлось без цитат и здесь (обязательных — из Хичкока и Де Пальмы, необязательных — из Финчера и, если не померещилось, из Тимура Нуруахитовича), но, право же, не в них дело. Даже когда Мин-Сик Чой, приковылявший сюда из «Олдбоя», берется за молоток (причем в дебюте фильма, не откладывая синефильский праздник на потом). Куда важнее то, что, кроя свой триллер по лекалам, Ким Чжи Ун умудряется выдать на-гора нескучное кино. А ведь это — два с половиной часа концентрированного заимствованного материала: с предсказуемым онтогенезом действующих лиц и расписанными, как в хрестоматийной шахматной партии, сюжетными ходами.

    Разгадка шарма «Дьявола» кроется, видимо, в фирменной ориентальной жестокости, которая отрабатывает тут чуть ли не за все фильмы, например, Ким Ки Дука, вместе взятые. Но не только (хотя «Дьявол», пожалуй, и закрывает тему дальневосточной брутальности все той же концентрированностью, граничащей с передозировкой). Есть ведь еще и уникальная манера ненавязчивой назидательности: в «Дьяволе» беззастенчиво, на голубом глазу, буквально проговариваются самые очевидные вещи. Что хороший парень, конечно, псих, но никогда не озвереет окончательно, как бы ни старался. Что плохой, даже испуская дух, не поймет, за что его так (просто потому, что он плохой). И что страдание измеряется вовсе не длительностью и изощренностью пыток, а, в каком-то высшем смысле, несколько иными величинами.

    Для спрограммированного фильма без видимых полутонов «Дьявол» грешит явным перебором нюансов. В том-то и состоит симпатичный парадокс. И если новый жанровый экзерсис Ким Чжи Уна — учебное пособие по постановке триллера, то на твердую пятерку освоят его лишь те, кто научен читать между строк.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.