Посмотрел вчера «Окончательный монтаж» Дьердя Пальфи. Чистый, незамутнённый киноэксперимент: из отрывков полутысячи классических фильмов автор создаёт собственную историю. Историю любви, историю о мужчине и женщине. У этих мужчины и женщины сотни лиц, но проживают они на экране вполне привычную и знакомую многим «жизнь» — встреча, первое свидание, влюблённость, страсть, сплетни, ссора, разрыв, переживания и т.д.
Поначалу, конечно, подсознательно играешь в «угадай мелодию». В голове автоматически всплывают названия фильмов, из которых Пальфи и заварил всю эту кашу. Но буквально через минут десять вопросы — кто? что? откуда? — перестают иметь хоть какое-то значение. Просто следишь за сюжетом. Он тут построен на архетипах, и всё же вполне внятен. В принципе, Пальфи воплощает на экране теоретические медитации Годара (см. его «Histoire(s) du cinéma») и философа Жиля Делёза (монография «Кино»), доводит их до своего логического завершения, где, по большому счёту, нет ничего, кроме Его Величества образа. Он соединяет воедино n-ное количество визуальных стратегий, темпоритмов (попутно создавая свой) и показывает, что в результате образуется метанарратив, который совсем скоро начинает жить своей жизнью.
Конечно, к этому можно относиться и как к синефильской шутке, анекдоту, причуде увлечённого человека. «Окончательный монтаж» в той или иной степени всем этим вместе взятым и является. Но затеяно всё это, надо полагать, было по другим причинам. Дьердь Пальфи произвёл публичную вивисекцию кинематографа как такового, продемонстрировав все элементы и особенности, отличающие кино от литературы и театра.
«Монтаж» никогда не выйдет в прокат и вряд ли будет издан на DVD. Для этого надо улаживать вопрос с правообладателями, что, учитывая количество использованного материала, видится задачей невыполнимой. Этот нюанс значимость проделанной Пальфи работы нисколько не преуменьшает. Его фильм даёт понять, что «магия кино» - это не просто слова.
Станислав, и как нам его теперь посмотреть?
А если не смотреть, придётся садится за монтажный стол и повторять этот экспермент)
Если пропустили на ММКФ, боюсь, никак.