НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Персона

Kinomania.ru , 8 августа 2018, 15:53:00 4

На этой неделе в кинотеатрах стартует документальный фильм «Бергман», в котором о шведском гении рассказывают его родные, коллеги, друзья и возлюбленные. Многие выдающиеся режиссеры признавали величие Бергмана — от Кубрика и Годара до Аллена и Скорсезе. «Киномания» вспоминает подборку цитат о постановщике, опубликованную пять лет назад. 

Стэнли Кубрик 


Письмо Ингмару Бергману; датировано 9 февраля 1960 г.

Дорогой мистер Бергман!

Вы наверняка уже получили достаточно признания во всём мире и можете счесть это письмо не таким уж важным. Но всё-таки я хотел бы добавить к этому мировому признанию своё собственное и, как коллега-режиссёр, выразить восхищение Вашими фильмами и тем неоценимым вкладом, который вы внесли в мировое кино. (К сожалению, я никогда не был в Швеции и не имел удовольствия видеть Ваши театральные работы.) Ваш взгляд на жизнь глубоко тронул меня — много глубже, чем любые другие фильмы. Я абсолютно уверен, что Вы — величайший режиссёр наших дней. Кроме того, позвольте мне сказать, что Вы непревзойдённый мастер в создании настроения и атмосферы, Ваши картины отличаются тонкостью актёрского исполнения, достоверностью и глубиной характеров. И во всех прочих составляющих работы над фильмом Вам нет равных. В Вашем распоряжении — прекрасные актёры. Я живо представляю в памяти Макса фон Сюдова и Ингрид Тулин, и многих других, чьи имена не могу припомнить. Желаю Вам и всем Вашим актёрам удачи, а мне остаётся лишь с нетерпением ждать Ваших новых фильмов.

С наилучшими пожеланиями,
Стэнли Кубрик

Андрей Тарковский


В фильме Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики» есть эпизод, о котором я часто вспоминаю. Две сестры, ехавшие в отчий дом, где умирает их третья сестра, оставшись наедине, вдруг ощущают в себе прилив родственной близости, ту человеческую тягу друг к другу, которую не подозревали в себе еще за минуту до этого. И тут же возникает щемящее ощущение пробужденной человечности, которое тем более волнует, что в фильмах Бергмана такие мгновения мимолетны, скоротечны. Люди в его фильмах ищут и не могут найти контакта, и в «Шепотах и криках» сестры тоже так и не могут простить друг другу, не могут примириться даже перед лицом смерти одной из них. Но чем больше они истязают и ненавидят друг друга, тем острее, разительнее впечатление, которое производит сцена их душевного порыва. К тому же вместо реплик Бергман заставляет звучать виолончельную сюиту Баха, что сообщает особую глубину и емкость всему, что происходит на экране, придает покоряющую убедительность стремлению режиссера недвусмысленно выразить здесь то позитивное начало, которое обычно едва прослушивается в его суровых и горьких картинах. Благодаря Баху и отказу от реплик персонажей в сцене возник как бы некий вакуум, некое свободное пространство, где зритель ощутил возможность заполнить духовную пустоту, почувствовать дыхание идеала.

Вуди Аллен


Мы обедали как-то в Нью-Йорке, в его гостиничном номере. Незабываемое удовольствие. Перед этим я жутко нервничал и боялся идти. Я представлял его мрачным, угрюмым гением, но он оказался обычным парнем. Посочувствовал мне насчёт низких кассовых сборов. И насчёт отношений с женщинами и со студиями. (…) Он прост в общении и вовсе не изрекает одну за другой глубокие мысли о жизни. Его оператор, Свен Нюквист, однажды рассказал мне, что, снимая все эти сцены смерти, процесса умирания, они обменивались шуточками и сплетничали о сексуальных похождениях актёров. (…) Полагаю, его фильмы всегда будут актуальными. Потому что речь в них идёт о трудностях в личных отношениях, о кризисе человеческого общения, о религиозности и смертности. Это экзистенциальные темы, они не исчезнут с повестки дня и через тысячу лет. Многое из того, что сегодня представляется актуальным и модным, вскоре станет пыльным антиквариатом, но его фильмы всегда будут великими.

Кшиштоф Кесьлёвский


Из рецензии на фильм «Молчание».

В бергмановском молчании нет особой загадочности. Можно, конечно, задать себе определенные вопросы — допустим, кончились ли у него силы или терпение, — но возможные ответы не будут иметь особенного значения. Бергмановское молчание — это свершившийся факт. Когда я смотрю на его фотографию, сделанную год или два тому назад, у меня замирает сердце. Он смотрит в камеру (…) Застёгнутая до шеи рубашка. Ветровка — он постоянно такие носит. В общем, простая одежда. Улыбка кажется несколько вымученной, болезненной. Его тёмные глаза смотрят в объектив, но взгляд будто бы затуманен и может показаться отсутствующим. Этот человек — один из немногих кинорежиссёров (а возможно, единственный в мире), кому удалось проникнуть в сущность человеческой натуры так же глубоко, как, например, Достоевскому или Камю.

Мартин Скорсезе


У Бергмана было уникальное понимание кино, и он мастерски использовал множество выразительных средств — молчание, концентрацию внимания на игре света и тени в разное время суток, движение в пространстве и движение самого пространства. Под последним я имею в виду те моменты, когда он со Свеном Нюквистом фокусирует камеру на лице актёра, находящегося в движении, и пространство на заднем плане тоже кажется движущимся — это очень реалистично и будто бы отражает работу сознания, когда вы поглощены какими-то размышлениями. Бергман — блестящий драматург, он тонко дирижирует постепенными изменениями настроения и атмосферы. Но порой его диалоги (между двумя людьми или между двумя парами) обретают поистине гипнотическое свойство, подчиняют себе — это, очевидным образом, происходит в «Сценах супружеской жизни». А также в его немецком фильме, «Из жизни марионеток», или в «Страсти». Или в «Осенней сонате».

Жан-Люк Годар


Кино — это не ремесло. Это искусство. И это не означает работу в команде. Режиссёр всегда один, он находится наедине с самим собой: как на съёмочной площадке, так и перед первой чистой страницей будущего сценария. В случае Бергмана, быть в одиночестве значит задавать вопросы. А снимать фильмы — значит отвечать на них.






КОММЕНТАРИИ 4
Супер!
Такие имена-монолиты раскланиваются в реверансе к коллеге с великим почтением к нему и, главное, к его творчеству. Это откровения, здесь нет творческой зависти, речи о конкуренции и быть не может, они все считают его учителем. Годар прав – «в случае Бергмана, быть в одиночестве значит задавать вопросы. А снимать фильмы — значит отвечать на них» - такой вот диалектический микрокосм. С днём рождения Эрнст Ингмар.
Вот это признание!
Почитал высказывания уважаемых режиссеров о Бергмане и как-то даже стыдно стало, что до сих пор ни одного его фильма не видел. Надо бы исправить эту ситуацию...

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер