НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Интервью
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Сергей Соловьев: «Мы утратили свою самостоятельность, своё своеобразие»

    , 13
    21 июля в Москве во второй раз начинает работу Летняя киноакадемия Никиты Михалкова. Среди преподавателей — сплошь звёзды. Мы поговорили о киноакадемии с одним из её флагманов Сергеем Соловьевым.

    Kinomania.Ru: Вы будете работать с режиссёрами или с актёрами? 


    Сергей Соловьев: Нет, я со всеми. Во ВГИКе я уже в третий раз набираю совместную мастерскую, актёрско-режиссёрскую. Это, кстати, изобрели Сергей Аполлинариевич Герасимов и Михаил Ильич Ромм. И я думаю, что это самый правильный способ воспитания студентов. Им так и придётся общаться всю жизнь: режиссёрам и актёрам. 

    То есть у Михалкова будет как во ВГИКе? 

    Нет. Он правильно сказал: это не учебное заведение. Мы вот всегда путаем. Это заведение... Как сказать? Атмосферное! Нет тут задачи выучить чему-то. Всех уже учили, все научились тому, чему могли научиться. Сейчас есть возможность помочь реализовать себя. Мы часто повторяем слово «общение», постольку поскольку в реализации самого себя первостатейное значение имеет общение, момент общения. Уровень общения, понимаете? Профессиональный уровень общения, человеческий уровень общения. Это то, чего в силу обстоятельств очень часто выпускники высших учебных художественных заведений лишены, когда они приходят в так называемую большую жизнь. Большая жизнь иногда оборачивается большим отстоем. И это ужасно тяжёлое испытание, которое выдерживает... Практически никто не выдерживает. Единицы выдерживают. И в этом смысле идея Михалкова по поводу того, чтобы помочь вот в этот тяжелейший момент жизни общением и атмосферой, — это чрезвычайно важно. Ну, и ещё, конечно, у Никиты Сергеевича и у меня есть ещё всякие, что ли, способы помощи профессиональной. В каких-то случаях мы это тоже будем использовать. 

    Вы бы сами смогли снять фильм за пять недель? 

    А как же, я снял! «От нечего делать» (короткометражный фильм 1969 года по одноимённому рассказу А.П.Чехова — прим.). Это очень полезная практика. Очень. Я снял «От нечего делать» вот по Чехову. У меня было десять съёмочных дней. Это практически неделя с небольшим — меньше было, чем пять недель. Это возможно и совершенно нормально, и ничего ужасного в этом такого нет. Просто к этому нужно быть готовым. Это особая энергетика и концентрация. 

    Желающие попасть в киноакадемию должны были присылать синопсисы по произведениям Толстого, Достоевского и Чехова. По-вашему, это достаточно современный способ отбора? 

    Вы знаете, такое количество людей в мире обладают желанием снять боевик, или комедию, либо ещё что-то такое и в кратчайшие сроки заработать максимальное количество денег, что ЭТО ставить задачей академии, огород городить из-за этого — чистой воды бессмыслица. Чем мы задыхаемся как кинематограф, огромный кинематограф? Тем, что мы блистательно утратили свою самостоятельность, своё своеобразие, понимаете? Мы не были страной, которая снимает блистательные боевики или комедии — в жёлтом ботинке, или в зелёном ботинке, или ещё там чего-нибудь. Никакие ботинки были нам несвойственны. Но мы могли снять «Судьбу человека», могли снять «Иваново детство», мы могли снять «Андрея Рублёва». И нас за это уважали во всём мире. И ни в одну здравую голову не приходила мысль сказать: нужно бы их подучить, чтобы они стали снимать лучше. Зачем? Хоть сколько ты тут ни трудись, сколько академий ни устраивай, всё равно не получится снять боевик на том технологическом уровне, — а боевик всякий требует определённого технологического уровня, — на котором это возможно сделать очень просто и ясно в Голливуде. И никак научить нельзя, надо только создать эту инфраструктуру колоссальную, промышленную инфраструктуру. 

    Темы фильмов, которые предстоит снять студентам киноакадемии, выбирают они или вы? 

    Да я вообще ничего не выбираю. Я приходил в том году на три дня, а потом они меня просили ещё прийти посмотреть, чего они снимают. Поэтому я смотрел, чего они снимали. 

    Насколько это было достойно? 

    У кого-то более достойно, у кого-то менее достойно. Для меня, например, было очень приятно, что я не видел ни одной имитационной работы. «Смотрите, у нас не хуже, чем в Голливуде!» Ну, хуже или не так. А как иначе? 

    Каков формат общения со студентами? Вы только разговариваете или вместе встаёте за камеру? 

    Нет, до камеры не доходило. А общались мы... Никита Сергеевич смешно определил это как «чайная». Ну, пусть «чайные» или, там, «пивные», когда академия разрастётся. Это правильно, потому что формы, на самом деле, могут быть любыми. Когда есть востребованность, есть желание... Я когда-то в 1975 году, в 1974 году в Сан‑Франциско попал в высшую кинематографическую школу. Я пытался им там чего-то такое впендюривать по поводу Станиславского. Ещё они сидели так, дремали, и я говорил, дремал. Потом кто-то сказал: «А вот не могли бы вы какой-нибудь кусочек из "Трёх сестёр" с нами развести?» «Да, с удовольствием!» Я прямо тыкал пальцем в неизвестных мне людей, распределив роли на «Три сестры». И я четыре дня или пять дней ставил куски из последнего акта «Трёх сестёр». Им было необыкновенно интересно, и мне было необыкновенно интересно. Почему — я не знаю. 

    По итогам киноакадемии вы готовы будете взять кого-то к себе на работу?
     
    Такой цели не ставил (смеётся). Прежде всего, я готов по итогам киноакадемии взять на работу себя самого.

    Беседовал Павел Шейнин

    КОММЕНТАРИИ 13
    Сергей Александрович часто по классике русской литературы снимает (за редким исключением) поэтому Толстого, Достоевского и Чехова требует, а ещё, надо полагать, пытается сохранить традиции российского (советского) кинематографа. Тоже хорошо.
    Только вот фраза - "Это заведение... Как сказать? Атмосферное!" настораживает.
    Хорошее интересное интервью, но сложилось ощущение, что мэтр сам до конца не представляет как будет идти процесс обучения в этой киношколе. )) Хотя идея хорошая, конечно. Вот тут стоит признать, что Михалков молодец. )

    я уже в третий раз набираю совместную мастерскую, актёрско-режиссёрскую

    Невозможно быть актером и режиссером, невозможно быть актером театра и актером кино , невозможно быть театральным и кино режиссером одновременно. Это не только талант, который базируется на физике и психике человека, это еще и способ мышления, которое нужно развивать в одном направлении, иначе на выходе ничего не будет.
    Бергман как яркий пример (которых сонм) блестящей кино и театральной режиссуры (Мендес как "свежее" доказательство)
    Гибсон как один из множества примеров актёрства-режиссёрства (таких примеров сотни Аллен, Аффлек, Джоли и т.д,)
    Почти все наши звёзды кино (Маковецкий, Машков, Миронов и т.д.) играют в театре, на западе та же история Джаматти, Джекман, Пачино и т.д. Профессионально, именно в этой среде, развиваться нужно всесторонне, без представления всего процесса, сложно представить что будет "на выходе", уже на стадии отбора сценария, надо понимать что в результате приблизительно выйдет.
    Вот так и знал, что кто-то мне ответит и сразу же Бергмана поставит в пример. А много в мире Бергманов? Каждый год киношколы выпускают тысячи студентов. Хоть один Бергман среди них есть? Все ваши примеры - исключения из правил среди тысяч актеров и режиссеров. Система подготовки, которая именуется русской театральной школой, не имеет ничего общего с кинематографом. Еще в свое время Кулешов так упорно об этом писал, но был вынужден идти по пятам Станиславского, система которого не предназначена для кинематографа вообще. Диплом России "актер театра и кино" - смех курам. Возьмите рядового театрального актера России и он "умрет" же в первый день на съемочной площадке в США. Возьмите рядового американского киноактера и он еще на пороге нашего театра инфаркт получит. Тут даже не важно, о какой школе идет речь - переживания или представления. Не зря учение Чехова так популярно на Западе. Так же дело обстоит с "актер-режиссер". Солдат в окопе армией не управляет. А совмещения "режиссер-сценарист", "режиссер-оператор" другая тема для разговора.

    А много в мире Бергманов?

    А много в мире в принципе хороших и талантливых актеров и режиссеров,не беря в расчет, пытающихся сидеть на двух стульях одновременно? По-моему,дело не в школе и не в подготовке (примеры самоучек без дипломов), а в способностях заложенных изначально и в том, насколько актер(режиссер) может их раскрыть и развить. Все совместимо, если совмещать с умом.
    На счет умирания - это на основании каких фактов?
    Мы же не стульях говорим, а о том, как нужно воспитывать и учить. За двумя зайцами... Самоучки - отдельная тема. Ее нужно отправлять в категорию "исключения". Школа имеет огромное значение. Человек, обученный в нашей системе, никогда не снимет классическую голливудскую драму в США и наоборот. Система - это не только комплекс дисциплин, это еще и среда воспитания. Поэтому мы и говорим "американское кино", "французское кино", "российское кино". Факты очевидны же. Это принципы подготовки актера и вековые традиции.
    и все-таки на счет умирания хотелось бы конкретных фактов...
    "американское", "французское" и "русское" кино в эпоху глобализации -это не актуально уже, что само по себе не очень то радует,хотя опять же здесь возможны исключения
    С Вашего разрешения я не буду писать лекцию об актерском мастерстве - теоретических фактах. Боюсь, что это разговор не на один час. Что касается фактов практических: у нас в России есть с десяток актеров и актрис, которые иммигрировали в США и в Европу. Если Вы внимательно прочтете их биографии, то увидите, что они быстро упали на землю и вынуждены были со своим огромным опытом идти снова учиться в актерские школы, потому что не могли пройти даже первый этап кинопроб.
    Ну и нагородили вы, Станиславского, Кулешова да иещё и Антона Павловича умудрились задеть. Высказали свою точку зрения, я возразил что обратных примеров гораздо больше, что бы считать их исключением, к чему нашу театральную школу то обижать?) Школы элементарно разные, не лучше и не хуже. Совмещать можно, и если позволяет серое вещество - нужно.
    Я Антона Павловича не задевал. Я говорю о Чехове Михаиле Александровиче. Школу нашу я не обижаю, хоть она и в агонии находится. У нас самая сильная театральная школа в мире. Но для кино она не предназначена.

    говорю о Чехове Михаиле Александрович

    он племянник АП, а значит залели и его)))
    В Российском издании одного заокеанского журнала была рубрика "Общество потребления". Может стоит попробовать и Киномании "под водочку" интервьюировать наших (и не только) кинореспондентов. Тогда откроются неведомые до селе "глубины" и настоящие "причины")))

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.