Сегодня в прокат вышел «Том на ферме» 25-летнего вундеркинда Ксавье Долана, и это, как говорится, повод. Городской щёголь Том приезжает в какую-то глухую деревню на похороны своего близкого друга. Он остаётся переночевать у мамы покойного, живущей со старшим, теперь уже единственным, сыном Франсисом. Тот с порога начинает хамить Тому, демонстрируя свой агрессивный настрой. После похорон Том планирует отбыть восвояси, но Франсис в ультимативной форме требует, чтобы он остался. Он остаётся. И всё оставшееся время пытается выбраться из этой будто заколдованной деревни.
Первое, что приходит на ум: это такой переосмысленный Хичкок, где, с одной стороны, заветы сэра Альфреда видны невооружённым глазом, а с другой, Долан под шумок проговаривает темы и смыслы, о которых его великий предшественник и не помышлял. По настроению и атмосфере всё это очень напоминает «Незнакомца на озере». Снято в трёх локациях, формально — триллер, 99% времени ничего не происходит, персонажи обмениваются необязательными репликами, но на финальных титрах понимаешь, что всё было не зря, какое-то катарсическое волнение в районе сердца себя обнаруживает.
Про Долана, конечно, надо говорить отдельно и много. Это ведь и правда уникальный случай, когда человек, прожив лишь четверть века, уже в завсегдатаях Каннского кинофестиваля числится («Том на ферме», к слову, был показан в Венеции, но новая работа, «Мамочка», будет в этом году вновь на Лазурном побережье). В таких случаях всегда интуитивно подвох чуешь, но в данном случае речь о по-настоящему талантливом человеке идёт. И самое главное, что видно развитие, попытки расширить собственную кино-вселенную. Это важный и принципиальный момент.
В фильме есть одна совершенно восхитительная сцена, связанная с танцем под аккомпанемент французских волшебников Gotan Project. Она необязательная, возможна чуть вычурна, но являет собой акт тотальной авторской свободы. И это очаровывает. Собственно, если в картине не было бы ничего, кроме этой сцены, «Том на ферме» уже бы состоялся как полноценное художественное высказывание. Долан явственным образом улавливает тончайшие нюансы и не фальшивит.
Для очистки совести хочется поднять из архивов блога заметку, посвящённую дебюту Долана, показанном на фестивале 2MORROW. Там, конечно, есть ключевые слова про талант и «ждём продолжения банкета», но, положа руку на сердце, не думалось, что всё так обернётся. Ещё одно доказательство старой истины про то, что лучше недооценить, чем переоценить.
Интересный вопрос возник - Ксавье Долан-актер намного слабее, чем Ксавье Долан-режиссер? Или все на должном уровне?