НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Вне университетских стен преподаватель истории Адам Белл (Джейк Джилленхол) ведёт замкнутый образ жизни, копя силы лишь на свидания с подругой Мэри (Мелани Лоран). По совету коллеги он берёт в прокате DVD с фильмом, где на вторых ролях занят начинающий актёр Энтони Сент Клэр (Джейк Джилленхол), как две капли воды похожий на Белла. Не в силах забыть о таком поразительном сходстве, Адам решает провести мини-расследование, целью которого становится личное знакомство с Энтони. Былая картина мира начинает расщепляться, погружая Белла в параноидальную пучину... 


Выдающийся канадец Дени Вильнёв экранизирует роман нобелевского лауреата Жозе Сарамаго, в очередной раз обращаясь к теме двойничества, имеющей внушительный бэкграунд не только в литературе, но и в кино. В таких случаях всегда важны акценты и калибровка авторского прицела, решающего, что именно достойно внимания, а что можно затуманить приёмом умолчания. В попытках дать ответы на заданные вопросы, Вильнёв, как отважный студент-лаборант, смешивает казалось бы несовместимое, отчего его «Враг» начинает походить на работы Линча, Кроненберга и позднего Кубрика одновременно. Впрочем, быстро выясняется, что режиссёра куда больше интересуют знаки вопроса, которые он с видимым удовольствием обозначает в воздухе, нежели утвердительные и поясняющие хоть что-то предложения. Его «Враг» — эталонная головоломка, ближе к финалу трансформирующаяся в головомойку. 

Вильнёв вдумчиво рисует на песке некое подобие сюжета (он здесь, безусловно, важен, но вторичен), уже видя зарождение волны, которая смоет все наброски, оставив зрителя с tabula rasa. Символизм «Врага» (прежде всего пауки; символ зла, дьявола, а в алхимии — трансмутации) агрессивен и прямолинеен. Нагромождение означающих имеет мало общего с означаемым, благодаря чему интерпретационное поле достигает размеров вселенной. Канадец доводит до совершенства форму — идеальная геометрия кадра, ухоженная борода артиста Джилленхола — с лёгким пренебрежением обращаясь с содержанием. С умным видом рассказывает жуткую и интересную историю, но забывает озвучить, чем, собственно, она закончилась. 

Не стоит сомневаться, подобная двусмысленность (без неё в фильме о двойниках — никак) есть фундамент всего замысла, однако, куда важнее, как и во что именно она преобразуется по ходу повествования. «Враг» Дени Вильнёва, в этом смысле, шикарно скроенная шарада, перестановка слагаемых в которой не гарантирует победы (то есть каких-то внятных ответов), но гарантирует удовольствие от самого процесса.






КОММЕНТАРИИ 29
Сначала Двойник, потом Враг в моем списке ближайших просмотров
Ого, уже и не думал что на Киномании будет упоминание. Спасибо, Станислав. А "Враг", действительно, mind blowing!
"Враг" очень хорош, единственная претензия - вопросов после нескольких часов осмысления все равно намного больше, чем ответов ) В кинотеатре смотрели, Станислав? Какое впечатление от фильмы было у других зрителей?
Смотрела дома, глубокой ночью, в темноте. Очень понравилось неторопливое, вдумчивое повествование, фильм протекает совершенно незаметно... А в финале заорала от неожиданности дважды (второй раз куда громче). Кто смотрел, тот поймет, о чем я :)))
Приготовьтесь к тому, чтобы что-то понять лишь к концу фильма. После этого придётся пересмотреть, чтобы по-новому взглянуть, как минимум, на пауков.
Или ничего не понять :)
Согласен, этот вариант вероятнее. )
И правда, или ничего не понять. Очень понравился процесс. Все сделано качественно, повествование плавное и вдумчивое. На англ. есть хорошее слово для такого случая - solid. Но казалось бы уже более меня понятный конец вдруг оставляет в дураках и ты понимаешь, что ни черта ты не понимаешь :))) и если честно, мне это ощущение не по душе.
Ни в коем случае не читайте, если не смотрели кино. Моё скромное видение произошедшего. СПОЙЛЕР!
У главного героя раздвоение личности, и он изменял жене, возможно не один раз. Пауки в фильме - это женщины. Концовка демонстрирует это очень прямолинейно. К началу фильма мы видим начало цикла (кстати о циклах вроде бы герой говорит в лекции), когда герой - вроде бы прилежный муж. К концу фильма он решается на новую измену жене, потому "она" так испугана в конце: она всё видит. По мелочам есть много чего еще, но я уже сам забыл, если честно. Что-то интересное было с его мамой.
Очень упрощенное видение...
Никто и не спорит. Могу вам за кружечкой пива больше рассказать.
А я и не успел прочитать... Все серым замазано (((
Это способ писать спойлеры на портале. Просто выделите "замазанное". CTRL+A можно нажать.
А я то думал, как это удалось вам сделать такой анализ, спасибо парню из ютуба, Вильнев перемудрил! Двойник на фоне оказался очень легким)
Обожаю такое кино, на днях как раз пересмотрел "Донни Дарко" с тем же Джилленхолом, надеюсь и "Враг" оправдает ожидания. Судя по рецензии всё отлично.
Специально пересмотрела DD на днях :)
Джейк серьезно изменился с тех времён (я не имею в виду внешнее). Недавние "Патруль" и "Пленницы" тому явное подтверждение! А вот в триллере "Зодиак" и разных комедиях он мне не очень нравится.
На очереди к просмотру "Исходный код", лишь бы не разочароваться...
Посмотрите "Морпехи".
Смотрела, но там меня больше Сарсгаард зацепил...
Донни вообще не понравился, остальные фильмы с ним за исключением "горбатой" все удались
Как раз после "Исходного кода" и изменил своё отношение к нему. Отличный фильм и отыграл здорово.
Спасибо, значит, точно посмотрю :)
Спасибо. Всё лаконично по полочкам парень разложил. Много моментов прояснилось.
Не за что. Сам был доволен, попавши на это видео.
ссылка не работает ток у меня или как ?
Уберите 's' после 'http'
Враг в профф дублировании уже есть на трекерах ?
Там и в любительском неплохо переведено, а лучше смотрите в оригинале.
Интересный фильм, очень затягивающий. Джейк молодец сумел сыграть абсолютно разных двойников. Режиссёр постарался на славу, эти ненавязчивые отступления вроде снов и видений, немного напомнили мне Даррена Аронофски. Вопросов куча конечно, но от этого становиться только интереснее... И безусловно хочется взглянуть ещё раз.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер