На ММКФ вчера показали «Два дня, одна ночь» братьев Дарденн. Их, как известно, не заметило жюри Каннского кинофестиваля, что вызвало множество вопросов и пересудов. После просмотра понимаешь причины такой ажитации. Жан-Пьер и Люк сняли выдающийся фильм.
Марион Котийяр играет сотрудницу какого-то небольшого производства (детали так и остаются в тумане) Сандру, которую было решено уволить в результате общего голосования. Её коллегам была озвучена нехитрая альтернатива: или оставляем Сандру на рабочем месте, или вы получаете премию в 1000 евро. Большинство выбрало деньги. Благодаря сердобольной подруге Сандры, начальника с хорошей фамилией Дюмон удаётся уговорить на повторное голосование в понедельник. За имеющиеся в распоряжении два дня и одну ночь она планирует (хотя очень этого не хочет и скорее идёт на поводу у мужа) обойти коллег, и попытаться уговорить их изменить свой вердикт.
Дарденны, и до того славившиеся прямолинейными сюжетными ходами, упрощают драматургический конфликт до предела, оголяя «провода» буквально на первых минутах фильма. Дилемма, решением которой герои будут заниматься весь хронометраж картины, озвучена максимально ясно: деньги или благополучие коллеги. Режиссёры не тратят время на разного рода подводки или размышления на тему, а, что называется, с порога обозначают суть. И движутся дальше, наблюдая, как именно Сандра планирует выбираться из сложившейся ситуации. Впрочем, очень быстро выясняется, что жалеть в «Двух днях...» имеет смысл не только её, но и коллег, обычных разнорабочих, несущих на своих плечах множество тягот и проблем. И те самые 1000 евро могут поспособствовать их частичному разрешению. Очень быстро выясняется, что Сандра — отнюдь не единственная трагическая фигура, таковыми тут являются практически все.
В «Двух днях...» режиссёры демонстрируют возможности кинематографа как искусства, мастерски соединяя его нарративную, социальную и философскую функции. Отказываясь от нагромождения никому не нужных деталей и нюансов, они предлагают простейшее уравнение, имеющее ровно два решения (Сандра или сохранит рабочее место, или будет уволена). Однако в процессе общения с сослуживцами и калькулирования голосов — этот согласился, а этот отказался — Дарденны не только нащупывают болевые точки социума, но и обнаруживают в своей героини полный комплект экзистенциальных вопросов. В очень локальной, частной истории одного увольнения они находят и предъявляют зрителю всё то, на что многие писатели тратили тысячи страниц текста.
В сцене повторного голосования напряжение, кажется, достигает возможного предела, но буквально через пять минут режиссёры ещё раз поднимают ставки, обозначая новую, не менее сложную альтернативу. Именно этот практически мгновенный переход и является свидетельством высочайшего пилотажа и незаурядного таланта.
С таким же завидным упорством в повседневность любит всматриваться однофамилец начальника Сандры Бруно Дюмон. Но там, где он видит онтологическое разложение бытия (что, впрочем, не отменяет божественного присутствия), Дарденны видят надежду. И именно поэтому совершенно не важно, что покажет подсчёт голосов в понедельник.