НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Революционная ситуация

    , 20
    Сегодня, 17 июля, в российский прокат выходит «Планета обезьян: Революция» — очередная (и вторая после недавнего «перезапуска») часть популярной научно-фантастической франшизы. Попробуем разобраться, что предшествовало этому, уже восьмому фильму в серии.

    «Планета обезьян» (1968)

    Традиционно считается, что начало эры современных блокбастеров положили «Челюсти» и «Звёздные войны», попутно втоптав в землю «новый Голливуд». Но вот он: фильм времён, когда Голливуд ещё почти оставался старым, который куда больше похож на типичное современное дорогое киноразвлечение, чем любое из ранних творений уж слишком умного Спилберга. Эпический размах — в каждой сцене, независимо от её действительного значения; серьёзные вопросы в подтексте — и прямолинейные, не оставляющие пространства для сомнений ответы; наконец, иконический финальный твист. 

    Французский романист Пьер Булль к своему опубликованному в 1963-м году научно-фантастическому опусу о планете разумных приматов относился как к проходной вещице, ну да сценаристы фильма и оставили от романа рожки да ножки. Начало 1960-х было временем, когда сквозь любой научно-фантастический сюжет просвечивал страх перед ядерной угрозой и мировой войной. К концу десятилетия поколение, озабоченное геополитической обстановкой, сменилось молодёжью, нашедшей отдушину во всевозможных контркультурных удовольствиях. Эти, новые зрители и сделали карикатурно-колоритного героя Чарльтона Хестона своим героем: уже не потому, что он проговаривает важную мораль о будущем человечества, но потому, что он умеет смачно выругаться в адрес тех, кто мешает ему «жить по-своему». 

    «Под планетой обезьян» (1970)

    Все четыре фильма, последовавшие за оригинальной планетой, — удовольствие довольно специфическое. Пессимистический финал «Планеты обезьян» продолжения, казалось бы, не подразумевал, но в чьём-то предприимчивом мозгу всё же родилась идея дорассказать историю Тэйлора-Хестона до абсолютного логического конца. Что ж, после финальных кадров «Под планетой обезьян» двигаться дальше действительно некуда (в связи с чем пришлось поворачивать время вспять). 

    Об этой огорошивающей концовке особенно распространяться не хочется — кому надо, тот посмотрит, — но проблема в том, что, в отличие от по-своему аляповатой, но уверенной и увлекательной первой части, в продолжении, кроме финала, решительно не за что зацепиться. Хестон отработал гонорар «приглашённой звезды», проведя большую часть фильма за тюремной решёткой, а главным героем стал скучнейший Джеймс Францискус (вообще снимавшийся почти исключительно на телевидении). Даже обезьян куда меньше, чем хотелось бы, — экранное время не постеснялись пожертвовать выжившей человеческой расе подземных пост-ядерных мутантов. Те своим появлением вбивают последний гвоздь в гроб «оригинальной» обезьяньей мифологии, и в итоге финальная месть Тэйлора всей обезьяньей расе уже выглядит не неоднозначным разрешением довольно сложной моральной дилеммы, а долгожданным единственным способом разрешить весь этот бедлам. 

    «Бегство с планеты обезьян» (1971)

    С потрясающей лёгкостью, окутав ядерной пылью последние кадры «Под планетой обезьян», сценаристы сериала немедленно взялись за продолжение: ещё одна временная петля — и обаятельные шимпанзе из первой части оказываются в прошлом, чтобы закольцевать историю собственной расы. На смену подземным чудищам в нелепых резиновых одеждах вновь приходят обычные люди и обычные мутанты, а роль Корнелиуса вновь взял на себя постоянный актёр франшизы Родди Макдауэл. Возможно, в связи с этими приятными мелочами критики в массе своей поспешили окрестить «Бегство» лучшим из сиквелов оригинальной «Планеты». 

    Увы, но назвать поставленную Доном Тэйлором ленту удачей было бы преувеличением: как и «Под планетой». «Бегство» — откровенный би-муви, снятый от начала и до конца по инерции и без всякого внимания к зрителю, который так же, по инерции, его посмотрит. Кое-что в общем замысле «Бегства» удачно: если герой Хестона в первом фильме страдал от невозможности повернуть время вспять, у здешних представителей человеческой расы есть все карты на руках, и зритель неожиданно для себя понимает, что вовсе не одобряет такого развития событий. Остаётся лишь пожелать, чтобы аналогичную комбинацию правильно разыграли сценаристы последнего перезапуска, которые переписывают историю планеты обезьян как раз с момента «Бегства». 

    «Завоевание планеты обезьян» (1972)

    Даже поклонники второй и третьей частей не отрицают, что с попаданием в руки неизобретательного режиссера Джея Ли Томпсона франшиза окончательно покатилась под откос. «Завоевание» наглядно демонстрирует, в чём капитальная проблема всех фильмов о планете обезьян без Чарльтона Хестона в главной роли: обезьянья история идёт своим чередом, а вот вписанных как для галочки персонажи-люди хочется всех до единого потравить каким-нибудь опасным вирусом. 

    «Завоевание» живописует одну из поворотных точек обезьяньей истории, которую заново переиграли в недавнем «Восстании»: утверждение умного шимпанзе Цезаря в качестве лидера пока ещё слабо организованной группировки непокорных приматов. Цезаря, в связи с уходом Корнелиуса на скамейку запасных, играет всё тот же Родди Макдауэл, а обезьяний бунт местами достаточно эффектен, мрачен и кровав. Но на уровне целого всё равно выходит хаос: и, конечно, соблазнительно подумать, что это не сценарный провал, а, напротив, тонкое отражение сумятицы, которая по состоянию на конец четвёртого фильма франшизы завладевает сознанием великой обезьяны-революционера. 

    «Битва за планету обезьян» (1973)

    Последний фильм оригинальной франшизы (не считая двух сериалов — постановочного и анимационного, вышедших в 1974 и 1975 годах соответственно, действие которых разворачивается приблизительно в ту же эпоху) «закольцовывает» всю историю и даже оснащён (редкий случай в пессимистической франшизе) каким-никаким хэппи-эндом. Но не спасает ни это, ни аллюзии на «Космическую одиссею» — в которой Кубрику понадобилось минут пятнадцать, чтобы рассказать то, о чём авторы этого сериала твердят уже третий фильм. 

    Как и постановщик первой «Планеты» Шеффнер, оставшийся у руля Томпсон страдает от сжатого бюджета. Авторам оригинального фильма в связи с финансовыми сложностями пришлось понизить уровень обезьяньей цивилизации, что пошло фильму исключительно на пользу. В «Битве» же есть отдельные забавные находки в духе малобюджеток прошлых десятилетий (к примеру, станции метро в качестве готового «футуристического» ландшафта), но они теряются за общей несуразицей — тут и цивилизация, непонятно как развившаяся за два-три десятка лет, и возвращение достославных подземных мутантов. В конце появляется в гриме орангутана Джон Хьюстон и говорит, что всё будет хорошо — но даже это для зрителя, у которого в памяти ещё живы события первых фильмов, кажется не спасительным разрешением, а ловкой издёвкой. 

    «Планета обезьян» (2001)

    Мало кем любимая попытка Тима Бёртона экранизировать Буля заново: многие из хулителей этой новой «Планеты» считают фильм и вовсе «началом конца» режиссёра, которого в девяностых было невозможно не любить. Бёртон, по сравнению с авторами новых фильмов 2010-х годов, попытался предпринять перезапуск более радикального толка, и прогорел: причём причиной, по которой сиквелов к этой «Планете» так и не сняли, стал, судя по всему, как раз критический разгром — в прокате фильм показал себя вполне достойно. 

    Единственная, но справедливая претензия, какую можно предъявить к этой «Планете», — общая серость. Она куда лучше и талантливее снята и интереснее смотрится, чем любой из фильмов оригинальной франшизы, кроме первого. Но Бёртон, только что прыгнувший выше головы с «Сонной лощиной», тут взял на себя роль прилежного и старательного иллюстратора, ничем не расцветив не самый остроумно написанный сценарий и спрятав хороших актёров под толстыми масками непроницаемого грима. Единственное, что хочется защитить в бёртоновской «Планете», — это особо презираемую критическим сообществом концовку. Для справки: квазитрагический финальный поворот вовсе не придуман бездарными авторами для пущего саспенса, а, наоборот, неожиданно близок к оригинальному роману Буля. 

    «Восстание планеты обезьян» (2011)

    Добротный и даже многообещающий «перезапуск» франшизы, которая по состоянию на 2011 год вся целиком — даже вместе с бёртоновским довеском — пылилась в архивах. Для верности к возродившемуся проекту прикрепили крепкий актёрский состав, но, разумеется, единственного главного героя здесь играет Энди СёркисДжеймс Франко и компания — это так, надписи на афише. 

    Технология захвата движения работает всё лучше с каждым годом; кульминационная битва на мосту исполнена безупречно, тем более что, по нынешним блокбастерным меркам, задумана не самым банальным образом; перезагрузка, вполне очевидно, удалась, и, судя по первым западным отзывам на «Революцию», дальше будет только интереснее. И есть одна важная деталь — не столько минус, сколько факт своего рода преемственности: сколь откровенно ненатурально выглядели люди в масках шимпанзе в конце 1960-х, столь же ненастоящими, по чести, выглядят цифровые обезьяны новой технологической эры. Остаётся, видимо, уповать на то, что обезьяны поумнеют-таки, и к двадцатому фильму франшизы Цезарь, наконец, сыграет самого себя.

    КОММЕНТАРИИ 20
    "и к двадцатому фильму франшизы Цезарь, наконец, сыграет самого себя." Ага, и в кинотеатре будут смотреть, жуя и чавкая попкорн, так же приматы. Судя по некоторым индивидам, трансформация уже началась.

    Ага, и в кинотеатре будут смотреть, жуя и чавкая попкорн, так же приматы.


    Чисто любопытно, а вы в какой момент перестали себя к приматам относить?
    В девяностые, благодаря еще тому НТВ, который показывал достойные фильмы в 20.00, смотрел оригинальную франшизу (не помню точно, все ли фильмы, но три - точно). Был под сильным впечатлением. Особенно от концовки первой части. Потом долго искал и в итоге купил книжку Буля.

    спрятав хороших актёров под толстыми масками непроницаемого грима


    Да неужели?! Как раз в бертоновском фильме обезьяны выигрышно отличаются от человекоподобных недоразумений из предыдущих фильмов. И за гримом даже угадываются сами актёры. Ещё, помню, мне ужасно понравилось при просмотре фильма 2001 года, что персонажи-обезьяны (по крайней мере главные) выглядят по-разному, у каждого своя запоминающаяся внешность и свой яркий характер :)
    Первые две части оригинальной франшизы еще нормальные фильмы,дальше серия скатилась под откос и продолжения попросту не понравились.
    А вот от ремейка Тима Бертона был в восторге,и очень ждал сиквел, визуальный ряд отличный,занимательная история.Частенько пересматриваю эту версию.
    "Восстание" хороший фильм,но не более того и если честно,смотрелось это восстание довольно глупо.Кучка поумневших обезов с легкостью расправляется с целой кучей хорошо вооруженных людей.Не верю!!!Но продолжение посмотрю с удовольствием, в конце концов это летний развлекательный блокбастер.
    Ну не преувеличивайте, там на мосту была не такая уж куча военных, тем более пространство было ограниченным, а потом приматы укрылись в лесах. В дальнейшем же, как следует из концовки первой части, людей поразил смертельный вирус, и большая часть человечества вымерла. Обезьяны же умеют плодиться и размножаться весьма активно ;) Так что в целом все вполне логично, если на 10 человек будет 1000 обезьян, эти то 10 человек, пусть даже с ЗРК, вряд ли смогут справиться с тысячей умных и физически сильных приматов
    Вчера посмотрел. Отлично, эффектно, местами даже очень трогательно. Есть несколько очень шикарных, запоминающихся моментов, которые будут, так сказать, визитной карточкой фильма. Из-за которых очень советую смотреть именно в кино, а не дома. Смотрел в 2д. В аймаксе не было, а в обычном 3д не смотрю из принципа. Вот дома потом можно и в 3д пересмотреть :)
    Вот думаю на днях сходить, если что может и рецензию черкану)
    Поправьте наконец счетчики к картинкам:
    1/4, а по факту картинок 3, а не 4.
    По факту картинок везде 4.
    Последняя версия google chrome (36.0.1985.125 m) - картинок 3.
    IE - картинок 4.
    В базу изначально заливается по 4 картинки. Это вопрос настройки браузера, а не счетчика.
    Это вопрос настройки движка сайта. В общем дело ваше.
    Драматическая составляющая нового фильма проигрывает оригиналу, конечно, однако фильм хороший.
    Там где в оригинале, обезьяны пытаясь не быть похожими на людей сами им и уподобились со своей инквизицей, в новом фильме все проще - обезьяны тоже могут быть плохими, а люди хорошими.
    "Революция" в принципе понравилась. Хорошее кинотеатровое зрелище. Грустно только то, что история идет по накатанной колее. Скорее всего, следующий фильм будет назваться "Война", и обезьяны там плечом к плечу с людьми будут защищать город от армии. При этом пробила ностальгия по Дж. Франко в первом фильме. Очень обаятельный товарищ! Просто влюбилась в него в фильме "127 часов". Все жду от него качественных, настоящих ролей, а где же они?
    Как где? До обезьянок и отрезания руки у него тоже отличные роли были :)
    Да я какая-то разборчивая. Те его роли мне не очень понравились. Это ведь так индивидуально и субъективно.
    Смотрел уже давно и не помню, какую из них. Помню только финал
    Когда астронафт вернулся на землю и на земле все оказались обезьянами. То ли он во времени что то свернул, то ли еще что то. Вопрос такое, какая это часть и что же случилось?
    Это Планета Обезьян 2001 года.
    Там суть фильма в том, что ГГ попал на планету думая, что она новая) к концу фильма он понимает, что это Земля, только в будущем. Туда он попал через черную дыру, туда же и отправляется в конце ) но попадает еще дальше в будущее ) P.S. если Восстание это ремейк, а не продолжение картины 2001 года, то почему в конце фильма по ТВ показывают, как ГГ из картины 2001 года отправляется в космос ? )
    Бертоновский тоже тогда понравился, надо посмотреть еще, а трейлер-то какой!!!

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.