НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Молодые годы Шерлока Холмса

Дмитрий Гнедич, 19 июля 2014, 09:12:46 6
До того, как заселиться на Бейкер-стрит, Бенедикт Камбербэтч успел сыграть великого учёного, премьер-министра Англии, писателя и с полдюжины аристократов, придуманных и реальных. В день рождения актёра Дмитрий Гнедич выбирает его лучшие роли до-«Шерлоковского» периода.

«НЕМНОГО ЗА СОРОК» (2003)

Правильный английский ситком, строящий из себя мелодраму о семейных ценностях. Доктор Пол Слиппери (Хью Лори в самом соку — за год до старта «Доктора Хауса») никак не может вспомнить, когда в последний раз занимался с женой сексом. Ещё он достаточно беспомощен в быту, давно перестал быть авторитетом у трёх взрослых сыновей и, кажется, слышит чужие мысли. В общем, кризис среднего возраста в полный рост, из-за которого он постоянно попадает впросак разного диаметра. За отведённые на всё про всё шесть серий (шоу не продлили на второй сезон) Пол успевает устроить скандал, подозревая жену (Анна Чэнселлор) в изменах со всеми (абсолютно со всеми!) своими друзьями, побывать на феминистском собрании, замаскировавшись чадрой, стать жертвой гипноза и анонимным алкоголиком, выиграть войну у своего врага и коллеги (Питер Капальди) и раз двести произнести слово «лесбиянка».

Для Бенедикта Камбербэтча «Немного за сорок» — первая большая роль с солидным хронометражем. В театре к этому времени он уже интенсивно осваивает серьёзный классический репертуар, но в кино перебивается эпизодами и глухим вторым планом. В конструкции «Немного за сорок» молодому актёру отводится самая скучная роль старшего сына, самого правильного, по сравнению с двумя другими пострелами. Такие обычно оказываются мамиными любимчиками и ответственны за дежурный вопрос «С тобой всё в порядке?», который здесь остро необходим по несколько раз за эпизод. Камбербэтч ещё не выработал фирменную осанку и сталь в голосе. Сериалу хватает достоинств, чтобы провести с ним шесть приятных часов, но участие будущей звезды «Шерлока» к ним можно отнести с большой натяжкой. В любом случае, большая находка для поклонников британских комедий.

«ХОКИНГ» (2004)

21-й день рождения Стивена Хокинга (Камбербэтч). Среди приглашённых — его будущая жена Джейн Уайлд (Лиза Диллон). Неминуемая романтическая сцена, которая по законам любого жанра должна завершиться сближением — хотя бы духовным — двух тел, чуть не срывается в лекцию по физике с упоминанием Галилея и разговорами про центр Вселенной. Совершеннолетие Хокинг встречает в Кэмбридже. Молодой человек чувствует тягу к науке, но пока не может определиться с темой своей научной работы. Появляются первые проблемы с контролем мышц; следует страшный диагноз-приговор — жить осталось два года. Отец Стивена просит преподавателя дать его сыну работу попроще, чтобы тот успел завершить её до того, как простится с миром. Прогресс болезни совпадёт у студента с прогрессом в научных изысканиях.

Автор неброского, но бесконечно симпатичного телефильма Питер Моффат, придумавший несколько образцовых британских сериалов («Деревня», «Шёлк», «Уголовное правосудие»), не пытается протащить весь корпус достижений Хокинга в отведённые ему полтора часа, а сосредоточен на первых импульсах гения. Таким образом «Хокинг», скорее, история духа, чем человека. В Камбербэтче Моффат (однофамилец одного из авторов «Шерлока») получает идеального пытливого юношу, отыгрывающего каждый эпизод с поразительной точностью. В том, что мировой славы пришлось ждать до следующего десятилетия, чувствуется некоторая несправедливость, от которой, впрочем, не застрахован никто, даже представитель — один из самых талантливых в своём поколении — лучшей в мире актёрской школы. Камбербэтч в «Хокинге» уже зрел, но мягче и пластичнее себя из будущего. Потом его лет на пять затянет в роли аристократов и негодяев, а «Хокинг» закроет короткую главу в его фильмографии, начатую за год до этого в «Немного за сорок». Такого Камбербэтча больше не будет.

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА КРАЙ ЗЕМЛИ» (2005)

Молодой аристократ Эдмунд Талбот (Камбербэтч) садится на допотопное военное судно, переделанное в почтовое, которое плывёт из Англии в Австралию. На Зелёном континенте его ждёт пост помощника губернатора. Из своей мрачной каюты, более напоминающей камеру, он фиксирует в своём дневнике всё, что происходит в этом бесконечном — счёт идёт на месяцы — путешествии, жестоко страдает морской болезнью, проводит вечера с офицерами и несколькими благородными пассажирами, успевает принять участие в бале посреди океана, без памяти влюбиться, поучаствовать в нескольких острых конфликтах и стать свидетелем смерти от мук совести.

Экранизацию трилогии Уильяма Голдинга (каждая из серий пересказывает один из трёх романов — «Ритуалы плавания», «Пожар внизу» и «Тесное соседство») можно было бы легко вписать в жанр приключенческого кино, если бы не постоянно вылезающая из трюма мораль. Она то и побеждает всю беллетристику, но не сокращая, а только увеличивая интерес к происходящему. Единственный способ пережить нечеловеческую качку — постоянно быть мертвецки пьяным и отречься от всяких гуманистических ценностей, превратившись в пьяную, бледную как смерть рептилию. За попытки остаться человеком, чувствовать — а для английского аристократа это неминуемо — приходится платить. Пить и не пить, как и быть и не быть человеком, оказывается одинаково трудно. Главная роль благородного идеалиста, который страдает то от мук совести, то от либидо, то от суровой реальности и всегда от качки, сидит на Камбербэтче, как влитая.

«ПОПАСТЬ В ДЕСЯТКУ» (2006)

Знайка Брайан Джексон (Джеймс МакЭвой) с детства увлечён, даже одержим, интеллектуальной викториной «Университетский вызов» (реально существующая передача). Он не пропускает её по ТВ (события происходят в эпоху Тэтчер), усердно учит всё, что можно выучить, и мечтает когда-нибудь оказаться в студии, отвечая на вопросы своего кумира Бамбера Гаскойна (Марк Гэтисс, один из двух авторов сериала «Шерлок»). Поступив в университет, первым делом он записывается в местную команду «Университетского вызова», которую возглавляет выпускник Патрик Уоттс (Камбербэтч). Капитан покалечил психику, пережив фиаско на викторине, и теперь прячет покалеченную душу под дурацким свитером под горло и нелепыми джинсами. На общую беду в команду вписывается роскошная блондинка Элис Харбинсон (Элис Ив, которую Камбербэтч очаровывал в одной из лучших сцен «Хокинга») и становится той самой «женщиной на корабле», которая, как известно, к беде.

Крохотная витаминка британской комедии нравов, вещь практически не имеющая ни веса, ни большого значения. Фильм значительно легче своих титров, в которых прописаны продюсерами Сэм Мендес и Том Хэнкс и актёрская молодёжная сборная Англия середины нулевых: помимо МакЭвоя, Камбербэтча и Ив, здесь есть Доминик Купер, Джеймс Корден, Ребекка Холл при поддержке старшего поколения в лице упомянутого Гэтисса, Чарльза Дэнса и Кэтрин Тэйт. Это кино для очкариков, в котором Бенедикт Камбербэтч играет редкую для себя чисто комедийную роль. Как и для многих актёров-трагиков (понятие весьма условное, но в случае с Камбербэтчем уместное), оборачивается это лёгкостью и дуракавалянием со смертельно серьёзным выражением лица, сильно помятом в последней четверти фильма.

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛЁГКОСТЬ» (2007)

Англия, год 1797. Измученный болезнью парламентарий Уильям Уилберфорс (Йоан Греффет) приезжает к другу и единомышленнику Генри Торнтону на минеральные воды, чтобы подлатать вконец расшатанное здоровье. Тут он знакомится с молодой прогрессивной особой Барбарой Спунер (Ромола Гарай), никак не может найти с ней общий язык — однополярные заряды с одинаковыми взглядами и убеждениями всегда отталкиваются. Параллельно развивается история пятнадцатилетней давности, когда Уилберфорс отчаянно старается протащить в Палату общин закон об отмене работорговли, которая на будущий символ британского аболиционизма действовала, как мышьяк. Его поддерживает и направляет будущий премьер-министр Уильям Питт (Камбербэтч).

«Удивительную лёгкость» редко вспоминают, когда говорят о фильмах про рабство. Возможно, потому, что самих ужасов рабства здесь практически нет — в кадре лишь раз появляются кандалы, да и то, как увесистая, громыхающая улика, напоминающая английским аристократом о реальности их политических дискуссий. Тем не менее по уровню мастерства и проникновенности — это один из лучших фильмов на эту тему: лишённый надрыва и страданий. Режиссура ветерана Майкла Эптеда проста и незамысловата, но исполняет главную функцию — не затмевает пламенный сценарий Стивена НайтаПорок на экспорт», «Лок», сериал «Острые кепки») и идеальный актёрский ансамбль, титанов Альберта Финни и Майкла Гэмбона, поколение помоложе (Тоби Джонс, Киаран Хайндс, Руфус Сьюэлл, Греффет) и новую поросль в лице Камбербэтча и Ромолы Гарай.

«ИСКУПЛЕНИЕ» (2007)

Идеальная, без всяких скидок на все заслуги первоисточника, экранизация одноимённой книги Иана МакЮэна, осуществлённая Джо Райтом. Юная 13-летняя аристократка Бриони Таллис (Сирша Ронан выдвигалась за эту роль на «Оскар») застаёт свою старшую сестру Сесилию (Кира Найтли) в объятиях сына их прислуги Робби (Джеймс МакЭвой), в которого давно безответно влюблена. В тот же вечер неподалёку от усадьбы кто-то насилует её кузину Лолу (Джуно Темпл), и Бриони, не видя, кто это сделал, свидетельствует против Робби. Молодого человека отправляют за решётку, откуда он попадает на фронт.

Фокусироваться на фигуре Бенедикта Камбербэтча в «Искуплении» можно лишь вооружившись специальной оптикой, не замечающей все другие достоинства совершенной во всех отношениях картины Райта — от режиссуры, драматургии и музыки до работы оператора, художника-постановщика и дизайнеров по костюмам. С одной стороны, это исключительная роль-функция. Его «шоколадный» миллионер Пол Маршалл — катализатор надвигающейся трагедии, сломавшей несколько светлых молодых душ; персона скучная и приземлённая до зубовного скрежета, материалист до мозга костей и вроде бы даже неплохой человек, пока за него не начинают говорить его сексуальные импульсы. С другой, это первое появление Камбербэтча в проекте с претензиями высшего порядка, большим мировым прокатом и вниманием со стороны самых значительных кинопремий. У Камбербэтча немного времени, чтобы прорисовать своего героя, но актёр использует для этого каждую отведённую ему секунду.

«СТЮАРТ: ПРОШЛАЯ ЖИЗНЬ» (2007)

Правдивая история о дружбе писателя и журналиста Александра Мастерса (Камбербэтч) и Стюарта Шортера (Том Харди), «настоящей гнили, самой мрази неисправимой», как он сам себя называл. После ареста устроителей приюта для бездомных (власти обвинили их в том, что на территории приюта шла торговля наркотиками) Мастерс возглавляет кампанию по их освобождению. Сам он к бомжам исключительно брезглив, все бездомные для него на одно лицо. Случайная встреча с Шортером становится началом большой дружбы, которую писатель решает зафиксировать романом-биографией Стюарта, социопата, алкоголика, героинщика, уголовника и большого специалиста по многоэтажному мату. Мастерс читает ему первые страницы своей книги, тот бракует материал и предлагает писать «наоборот», «как детектив, как Том Клэнси». Он вообще тонкий и ироничный.

Вторая совместная работа Бенедикта Камбербэтча и режиссёра «Путешествия на край Земли» Дэвида Эттвуда. Будущий «Шерлок» хоть и заявлен центральным персонажем, но магнитным центром с первой и до последней секунды будет как всегда отчаянный и бесстрашный Том Харди. Стюарт — тот ещё отморозок. Помести его в одну камеру с Майклом «Бронсоном» Питерсоном — ещё неизвестно, кому мало места будет. При этом «Прошлая жизнь» — исключительно деликатная, лёгкая история, светлая и грустная. Редко о каком фильме с таким количеством мата можно сказать такое.

«ЕЩЁ ОДНА ИЗ РОДА БОЛЕЙН» (2008)

Томас и Элизабет Болейн с лёгким сердцем выдают свою младшую дочь Мэри (Скарлетт Йоханссон) за благородного вельможу Уильяма Кэри (Бенедикт Камбербэтч), но не спешат устроить личную жизнь старшей, Анны (Натали Портман), видя в ней потенциал для большего. Шанс реализовать девушкин шарм и незаурядную для своего времени дерзость выпадает, когда в поместье приезжает поохотиться король Генрих VIII (Эрик Бана). Сексуально невоздержанный монарх переживает личный кризис (королева никак не может родить ему наследника) и по привычке активно смотрит по сторонам, но замечает не Анну, а замужнюю Мэри, запутывая возмутительный по своей манипулятивности и аморальности клубок интриг.

Развесистая историческая драма, по которой не стоит изучать историю, как «Код да Винчи» не следует считать за научный трактат. В «Ещё одной...» всё очень, ну просто очень красиво — костюмы, природа, громкие имена из богатой на пикантные факты эпохи британской истории, обойма голливудских знаменитостей и даже основной лейтмотив, что секс по расчёту может быть большой политикой. Камбербэтч на этом голливудском «корпоративе» выглядит бедным родственником. В сценарии явно не хватает места его герою. Уильям Кэри обозначен и сыгран пунктиром, из-за чего авторов впору обвинить в нецелевом использовании ресурсов. Всё, что позволено прекрасному Бенедикту, входящему в лучшую пору своей актёрской биографии, — это унизительно пустить слезу и уязвлено спиваться.

«МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВ» (2009)

Снова, как и «Ещё одна из рода Болейн», экранизация «женского» бестселлера — одноимённого романа англичанки ямайского происхождения Андреи Леви. Две женские судьбы, сведённые в одну невероятную коллизию войной (события происходят во время Второй мировой и после) и мужчинами. Гортензия Робертс (Наоми Харрис) вырывается с родной Ямайки, где работает в церковной школе, в Лондон. Там, в доме, принадлежащем Куини Блай (Рут Уилсон), квартируется её фиктивный муж Гилберт (Дэвид Ойелоуо). Куини и Гортензия очень похожи: сильные духом и деревенским акцентом женщины, ненавидящие свои корни и уверенные, что созданы для большего, чем повторение судьбы их родителей. Окажется, что они ещё и любят одного и того же человека.

Как и в «Ещё одной из рода Болейн», Камбербэтч предстаёт здесь в образе слабого звена в семейном союзе. К Куини он вернётся, но через три года после окончания войны и с очень вялыми аргументами, где его носило. Но в «Маленьком острове» у него есть время на объяснения и даже на попытку заново наладить семейную жизнь, хоть она и обречена на провал. От такой женщины, как Куини Блай, серый «человек в футляре», сколько бы ни клялся в вечной любви, отскакивает, как мячик. Несмотря на небольшой хронометраж роли, Камбербэтч успевает сыграть одну из лучших своих телеролей. По крайней мере, он кажется единственный, кому не приходится изобретать очень навязчивый акцент.

«ТРЕТЬЯ ЗВЕЗДА» (2010)

Больной раком Джеймс празднует свой последний, 29-й день рождения и отправляется с троицей лучших друзей в поход в залив Барафундл, «лучшее место на Земле». Все четверо в одном шаге от кризиса среднего возраста, который для одного из них никогда не наступит. Друзья не знают, но это путешествие в один конец: родители не должны видеть, как умирают их дети. Путь неблизкий, уикенд получается вполне скаутский — две ночёвки и паром. За это время парни успевают подраться на сельском фестивале, попрыгать вокруг костра, дважды чуть не улететь в пропасть и насочинять обязательные в сложившейся ситуации списки несделанного, непрочитанного и ненаписанного. Герой Камбербэтча на правах смертельно больного вытягивает из всех самое сокровенное, организовывая каждому «пятиминутку правды».

Фильмов вроде «Третьей звезды» миллион и маленькая тележка — и все они заканчиваются более-менее одинаково, если, конечно, развиваются по реалистичной траектории. Они никогда не гарантируют приятного просмотра, а полученную эмоцию, даже самую тёплую, никак не назовёшь удовольствием. Местами просто тяжело смотреть и даже дышать, но в «Третьей звезде» есть мощнейшее чувство свободы и свежего воздуха, которое — в оптике оператора и в «химии» между актёрами. Отличное кино; про жизнь, а не про смерть. Точно лучше, чем вы о нём подумаете, когда узнаете, про что оно.






КОММЕНТАРИИ 6
Если бы не Шерлок, даже бы и не подозревали что есть такие фильмы
Знаю людей, которые готовы "с лупой в руках" выискивать появления Камбербатча в любых фильмах. Очень их понимаю и уважаю (сама фанатка, правда - не его). Поэтому из кучи фильмов, которые мне эти люди предлагали, оценила только "Путешествие на край земли". В нем поразило то, что путь из пункта А в пункт Б может быть важнее, чем сама цель - пункт Б. На протяжении нескольких месяцев в замкнутом пространстве пассажиры вынуждены жить. И эта жизнь кажется более настоящей, чем последующая - в пункте назначения.
Бен очень органично смотрится на английском материале. В нем есть мальчишеская неловкость и очарование интеллигентного человека. Жду его новых, интересных ролей.
Ох, чуть не слиплось от оды Искуплению. Один из слабейших фильмов, что я видела.
Хороший актер, с харизмой.
Обожаю историю про Стюарта! :) Фильм одновременно и добрый, и жесткий; и шутливый, и грустный. Несколько раз пересматривала, в одиночку, с друзьями тоже... Но, что странно, мне в этом фильме нравится вовсе не Камбербэтч как ведущий актер, а Том Харди, плюс сочетание Камбербэтч+Харди =^_^=
Ничего необычного, дуализм Стюарта не оставляет места для ещё одного полноценного присутствия, поэтому Харди, здесь особенно прекрасен, почти солирует, а Бен в качестве «голос рассказчика» не более.
Третья звезда очень трогательный фильм.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер