НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Уроки рисования

Дмитрий Гнедич, 25 декабря 2014, 16:59:28 3
В американский прокат выходит новый фильм Тима Бёртона «Большие глаза» о художнице Маргарет Кин. До российской премьеры картины три недели, которые мы предлагаем посвятить знакомству или воспоминаниям о других биопиках, посвящённых художникам.

«ЖАЖДА ЖИЗНИ» (1956)

Экранизация любимой многими поколениями книги Ирвинга Стоуна о великом несчастном голландце Винсенте ван Гоге, которого эра кинематографа представила сразу в нескольких запоминающихся обличиях. Художника играли Тим Рот, Джон Симм, Бенедикт Камбербэтч, Жак Дютрон, Чеки Карио и даже Мартин Скорсезе (в «Снах» Акиры Куросавы). В трагическом биопике Винсента Миннелли главную роль играет Кирк Дуглас, в тот момент голливудская суперзвезда самого крупного калибра, придавившая фильм своим масштабом. Его стихией всегда были героические роли, из-за чего временами «Жажда жизни» кажется слишком надрывной, но ни разу не отменяет величие тогдашнего Голливуда, его увядающего «золотого века».



«АГОНИЯ И ЭКСТАЗ» (1965)

Обязательный пункт в любом списке лучших фильмов о художниках, снятая в 1965 году англичанином Кэролом Ридом (свой «Оскар» он получит за следующий фильм — «Оливер!») экранизация ещё одного литературного биопика Ирвинга Стоуна. На этот раз — о Микеланджело Буонарроти времён работы над фресками Сикстинской капеллы. Чарльтон Хестон в образе гения эпохи Возрождения сталкивается с теми же проблемами, что и Кирк Дуглас в «Жажде жизни». Фильмы вроде «Агонии и экстаза» похоронили студийную систему старого Голливуда, но похороны прошли очень торжественно и пышно.



«АНДРЕЙ РУБЛЁВ» (1966)

Второй после «Иваново детства» полный метр Андрея Тарковского посвящён даже не личности Андрея Рублёва, а времени, когда жил иконописец, — грязному русскому средневековью. В силу выбранной тематики картина хуже других, более поздних его работ интегрируется в мировое кинопространство, что совершенно не мешает ей пробирать до костей любого, отважившегося вступить с ней в диалог.



«БАСКИЯ» (1996)

Режиссёрский дебют художника Джулиана Шнабеля посвящён личности нью-йоркского неоэкспрессиониста Жан-Мишеля Баския, умершего в 28 лет от передозировки наркотиков. Шнабель лично знал Баския, работал и выставлялся с ним. Это кино художника о художнике, своеобразный инсайд от человека, знавшего предмет своего исследования лично. Вероятно, именно это — большое, как известно, видится на расстоянии — и отсутствие киноопыта не позволило Шнабелю создать безусловный шедевр, но зато позволило разобраться с собственными драконами.



«ПОЛЛОК» (2000)

Несмотря на достаточно «свежий» год выпуска, практически забытое жизнеописание великого американского художника Джексона Поллока в исполнении Эда Харриса. В нагрузку к имеющемуся гению Поллок получил буйный нрав и разрушительное пристрастие к алкоголю, которое и стало причиной его смерти. Смотреть сегодня «Поллока» нужно по двум причинам. Первая — невероятный Эд Харрис в непривычном для себя амплуа в кадре и за кадром (для него это режиссёрский дебют, которым он был одержим долгие годы). Вторая — великая роль Марши Гей Харден, играющей здесь жену Поллока и тоже художницу Ли Краснер. Если вы слышали, как она произносит «You need, you need, you need, you need» (в диалоге, когда Поллок говорит, что хочет ребёнка), то не забудете этого никогда.



«ФРИДА» (2002)

Пёстрое, пышущее красками полотно большого театрального режиссёра Джули Тэймор о Фриде Кало, мексиканской художнице, прожившей яркую, но полную боли жизнь, не пропав в тени своего великого мужа Диего Риверы. Фильм густо населён историческими личностями эпохи в диапазоне от Троцкого и Рокфеллера до Бретона и Сикейроса, но центробежной силой в каждом кадре тянется к играющей Кало Сальме Хайек, которая здесь не только звезда и дива, но и основная, если можно так выразиться, проблема. «Фрида» из тех проектов, где сквозь пелену благих и высоких намерений, отчётливо проступает желание получить «Оскар», в первую очередь актёрский — настолько фигура протагонистки к этому располагает и даже подталкивает.



«МОДИЛЬЯНИ» (2004)

Один из двух фильмов про художника и скульптора Амедео Модильяни, знаковую фигуру экспрессионизма начала XX века. Более ранняя версия, «Монпарнас-19» 1958 года, сосредоточенная на последнем годе жизни Модильяни, осталась в истории, как последняя работа Макса Офюльса, умершего на съёмочной площадке. В «Модильяни» 2004 года художника играет Энди Гарсия. Актёр, всегда отличающийся крайней степенью интеллигентности в кадре, переживал тогда самый плодотворный период своей карьеры, пиком которого стал вышедший через год «Потерянный город». Некоторые критики приняли «Модильяни» в штыки, очень острые и смазанные чем-то ядовитым, но достоверно известно, что вокруг фильма сложилась преданная фан-база.



«КЛИМТ» (2006)

Витиеватая и красочная — по-другому не снимешь — мозаика о жизни и творчестве австрийского художника Густава Климта от чилийского экспериментатора и арт-хаусного трудоголика (в рассвете сил он снимал по пять-шесть проектов в год) Рауля Руиса. «Климт» — ультимативное фестивальное кино, холодное внутри, погружённое в детали, аллегоричное и энигматичное. Возможно, потому, что сам Климт говорил о себе: «Во мне нет ничего особенного».



«ПРИЗРАКИ ГОЙИ» (2006)

Последняя на сегодня картина Милоша Формана ловко прячет зерно истории великого Франсиско Гойи в складках грузного архетипичного костюмного кино. После снятых в девяностые двух выдающихся картин, «Человека на Луне» и «Народа против Ларри Флинта», ожидания новой работы классика оказались сильно завышены. Форман едва ли не впервые разочаровал, хотя провалом «Призраки Гойи» можно назвать только в системе координат автора «Амадея» и «Пролетая над гнездом кукушки». Присутствие Гойи в мировом кинематографе немногим уступает вангоговскому. Среди тех, кто изображал испанца был и Донатас Банионис — в одной из самых ярких своих ролей в картине «Гойя, или Тяжкий путь познания».



«УИЛЬЯМ ТЁРНЕР» (2014)

Один из лучших фильмов уходящего года как всегда скупого на сильные чувства Майка Ли. Получилось идеальное совпадение автора и его героя, усиленное выдающейся ролью большого английского актёра Тимоти Сполла, получившего за образ Уильяма Тёрнера приз Каннского кинофестиваля. У фильма феноменальная, даже по меркам хорошего кино, критика и призрачные шансы на «Оскар», скорее всего, в актёрской категории, где в этом году страшно тесно.






КОММЕНТАРИИ 3
А как же Орсон Уэллс со своим "F for Fake"?
я б ещё "Мельницу и Крест" упомянул бы
К сожалению, не видел ни одного фильма из этого списка.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер