Посмотрел «Врождённый порок» Пола Томаса Андерсона. «Порок» — экранизация великого Томаса Пинчона, и это, как принято говорить в таких случаях, многое объясняет. Хоакин Феникс играет частного детектива Ларри Спортелло, хиппи и любителя лёгких наркотиков. Спортелло расследует исчезновение своей бывшей любви Шасты, которая то ли убегает, то ли прячется с миллионером Майклом Вольфманном (блистательное камео Эрика Робертса). В этом ему помогает (или мешает, тут как посмотреть) слуга закона Бьорнсен (Джош Бролин), неуравновешенный любитель эскимо.
Дедуктивный метод
После «Мастера», окончательно утвердившего Андерсона в статусе одного из крупнейших американских режиссёров, ПТА мог снимать что угодно и как угодно. Исходный материал всегда был для него не более чем отправной точкой. Но экранизация Пинчона — серьёзный вызов, хотя бы потому, что перенести на экран (адекватно литературному первоисточнику) великолепную прозаическую вязь писателя просто невозможно. Необходимо искать какую-то интонацию, своеобразный подход. Андерсон делает ставку на абсурдизм. Его «Порождённый порок» — нечто среднее между гомерически смешным анекдотом и горячечным бредом. Тут всё как бы понарошку и больше всего смахивает на коллективный сон, наваждение, морок.
Что-то подобное было и в «Punch-Drunk Love», жемчужине андерсоновской фильмографии. В некотором смысле «Порок» — признание в любви эпохе 1960-х, с её очаровательной и очаровывающей наивностью, когда казалось, что выкуренный косячок сможет что-то изменить, а пацифизм небольшой социальной группы (небольшой в рамках страны) пустит корни во всех общественных институтах. Это, как показало время, было заблуждением, заблуждением и осталось. Ларри Спортелло — милый, но безответственный чудак, от которого ровным счётом ничего не зависит, и такое положение дел его, что важно, полностью устраивает. Главное, завтра будет новый день — а там хоть трава не расти.
При всей невыполнимости поставленной перед собой задачи Андерсон выходит сухим из воды за счёт звериного чутья и умения разукрасить даже самый бросовый эпизод шикарной, врезающейся в память деталью. Он знает, что может более-менее всё, и демонстрирует класс с завязанными руками и глазами. В «Пороке» не чувствуется поступи большого кино (что явственно ощущалось в «Нефти» и «Мастере»), но перед нами гениально сыгранный этюд, с запоминающейся мелодией и выдающейся техникой исполнения.
Будем откровенны, ПТА — режиссёр колоссальнейшего дарования, всем всё давным-давно доказавший. А посему, имеет полное право ставить перед собой невыполнимые задачи, и достигать в их реализации таких высот, которые другим попросту не снились.
другие БЛОГИ
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Пс: с Робертсом всего одна сцена, но зато какая.....