Посмотрел документальный фильм «На территории Бергмана». Внушительный десант кинематографистов с мировым именем (Ханеке, Альфредсон, Лэндис, Иньярриту, Дени, Энг Ли) приезжает на остров Форё в дом Ингмара Бергмана, в котором классик прожил около 47 лет. Они смотрят на книжные полки, полки с видеокассетами (Бергман был заядлым киноманом и смотрел в день, как минимум, один фильм), гуляют по территории и, конечно, говорят о влиянии великого шведа на своё творчество. Также специально для фильма были проинтервьюированы Скорсезе, Де Ниро, Китано, Имоу, Росселлини, Крейвен, Коппола, Андерсон, Аллен, Пейн, Триер, Ридли Скотт, Винтерберг. Кажущаяся разноголосица (героев тут и правда много) быстро превращается в коллективное признание в любви. Да и могло ли быть иначе?
Интерьеры
В таких работах всегда интересны детали, которые успели подметить режиссёры-документалисты. Вот Михаэль Ханеке находит в видеотеке Бергмана кассету с «Пианисткой» и просит свою спутницу сделать фотографию. Иньярриту в кромешной тьме бродит рядом с домом, рассматривая деревья. Клэр Дени переполняют чувства и она физически не может находиться в этом намоленном месте. Триер обзывает шведа «старым ублюдком» и начинает витиеватые рассуждения о месте мастурбации в жизни Бергмана. Скорсезе перед началом официального интервью просит список фильмов режиссёра, надо освежить память. Аллен вспомнит, что пошёл на «Лето с Моникой» из-за обнажённой груди Харриет Андерссон, а кто такой Бергман он тогда и знать не знал.
«На территории Бергмана» — фильм-рефлексия, когда высказывания об объекте исследования важнее самого объекта. Причина вполне очевидна. Ингмар Бергман фигура такого масштаба, что ничего принципиально нового о нём сказать нельзя. Отличился разве что Триер, признавшись, правда, в конце, что любит шведа больше всех. Первостепенна именно реакция, эмоция, первый порыв.
Такого рода фильмы хороши тем, что сразу после просмотра хочется вернуться к фильмографии собственно Бергмана. А пересмотреть (или посмотреть) там определённо есть что.
P.S. Недавно на русском языке вышла книга Тумаса Шёберга «Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены». Про кино как таковое там почти ничего, но разного рода деталей о главном герое — хоть отбавляй. Человеком Бергман был... м-м-м... непростым. Демифологизация лишней никогда не бывает, однако же вся эта житейская суета всегда суетой и останется. А «Седьмая печать», «Девичий источник», «Персона» и ещё с десяток фильмов — это уже навсегда.
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Что имеется ввиду?