«БАНДЮГАНЫ» (1996)
Мадс Миккелсен пришёл в актёрскую профессию сравнительно поздно — разменяв четвёртый десяток. Сначала были спорт и побег в балетную академию. Новый поворот в жизни случился после десяти лет успешной — в национальном масштабе — карьеры танцовщика. В переломном 1996 году Миккелсен поступает в театральную школу. Тогда же выходит фильм «Бандюганы» начинающего режиссёра Николаса Виндинга Рёфна — первая (как ни удивительно) гангстерская драма в истории датского кинематографа. Мадс не разменивается на эпизоды, а сразу предстаёт в одной из главных ролей, которая определила его основное амплуа — непроницаемого отморозка-аутсайдера — до конца девяностых. Рёфн и Миккелсен становятся большими друзьями. Через три года режиссёр дарит ему уже «чистую» главную роль в «Истекающем кровью», нащупывая новые, лирические нотки в образе Мадса, а в нулевые ещё дважды снимает его: уже только в главных ролях — в «Бандюганах 2» и, возможно, самой важной ленте в фильмографии Миккелсена «Валгалла: Сага о викинге».
«МЕРЦАЮЩИЕ ОГНИ» (2000)
В 2000 году в жизни Миккелсена появляется второй постоянный режиссёр-единомышленник — Андерс Томас Йенсен. Их встреча, чего уж там, просто не могла не состоятся на небольшом пятачке датского кино, для которого обе эти фигуры сегодня кажутся слишком великими (по крайней мере, в буквальном значении). Йенсен — датский сценарист номер один с большим отрывом от коллег по цеху («Последняя песнь Мифуне», «Быстрые стволы», «Братья», «Месть»); изобретатель национального извода криминальной комедии, соучастник «Догмы», лауреат «Оскара» и автор лучшего — по результатам зрительского голосования — датского фильма в истории. Последнее относится к «Мерцающим огням»: уморительно смешной оде настоящей мужской дружбе, датским, если хотите, «Джентльменам удачи». После «Мерцающих огней», самой доброй (несмотря на стадо убитых коров, прямой удар в нос звезде сериала «Убийство» Софи Грабол и прочие избиения детей) и прямой режиссёрской работы Йенсена, Миккелсен сыграет главные — и точно лучшие в комедийном амплуа — роли в трёх остальных его картинах: «Зелёных мясниках», «Адамовых яблоках» и «Мужчинах и курах».
«ОТКРЫТЫЕ СЕРДЦА» (2002)
Фильм из третьего десятка аскетичного кинодвижения «Догма 95», сформулированного Ларсом фон Триером сотоварищи. «Открытые сердца» получают международное признание (приз критики на кинофестивале в Торонто) и становятся лучшей картиной года в Дании по версии двух самых престижных национальных кинопремий — «Роберт» (датская киноакадемия) и «Бодиль» (ассоциация кинокритиков). В психологических драмах Сюзанн Биер герои Мадса Миккелсена всегда агенты нормы: честные, вежливые, интеллигентные. На таких можно положиться — пока они не попадут в неразрешимую жизненную ситуацию. Через четыре года Миккелсен предстанет в главной роли в ещё более успешной (и, определённо, более спекулятивной) драме Биер «После свадьбы», но образ врача, бросающего семью (сценарий написал всё тот же Андерс Томас Йенсен), кажется более цельным и насыщенным. Биер, конечно, страшная манипулянтка, бьющая в самые уязвимые точки зрительской души, но играющие у неё актёры от этого только выигрывают.
«АДАМОВЫ ЯБЛОКИ» (2005)
В 2003 году Андерс Томас Йенсен выпускает «чёрную» комедию «Зелёные мясники», где Мадс Миккелсен и Николай Ли Каас (второй его постоянный актёр) открывают мясную лавку и продают человеческое филе в изысканном соусе, а спустя два года — решённые в том же жанре «Адамовы яблоки»: хулиганский — одновременно глубокий и невыносимо смешной — пересказ Книги Иова. Йенсен, как всегда в абсурдистской манере (которая крепчает от фильма к фильму), рассказывает о потерянных душах и аутсайдерах и, как всегда, уродует своего любимого актёра самым страшным гримом. Есть у режиссёра Йенсена такой пунктик: в «Зелёных мясниках» у Мадса уродливая полулысина, в «Мужчинах и курах» — заячья губа, а «Адамовы яблоки» он заканчивает с уродливо переломанным носом и простреленной головой (но живым). Только Йенсен и Миккелсен могли слепить из сельского священника, напоминающего скаута на транквилизаторах, глубоко трагический и трогательный образ. К середине нулевых, именно благодаря фильмам Биер и Йенсена, становится очевидным, что в датском кино появился очень большой актёр. Самое поразительное, что его тогдашнее амплуа диаметрально противоположно тому, каким мир знает его в 2015 году.
«КАЗИНО РОЯЛЬ» (2006)
Голливуд завербовал Миккелсена в 2004 году, когда вышел провальный «Король Артур», где датчанин впервые играет рокового северного воина. Такое поверхностное и в чём-то даже пренебрежительное отношение «фабрики грёз» к одному из лучших европейских актёров своего поколения могло похоронить голливудскую карьеру Мадса. Но Миккелсена пригласили в «Казино Рояль», дебютную картину «бондианы» периода дэниэлкрэйговского реализма и, как покажет время, лучшую часть франшизы в XXI веке. Перезагрузка культового героя и киносериала в духе наступающей на пятки «борнианы» прошла настолько гладко, что спустя два фильма продюсеры «бондианы» очевидным образом дают задний ход, пытаясь затащить агента 007 обратно в романтическо-иронический канон. Когда поют заслуженные хвалебные оды «Казино Рояль», вспоминают обычно либо Мартина Кэмпбелла, невероятно удачно вернувшегося во франшизу, либо вызывавшего когнитивный диссонанс, контрастного — на фоне уставшего Пирса Броснана — Крэйга-Бонда, либо, в крайнем случае, изумительно умирающую Еву Грин. Тем не менее, Миккелсен делает для успеха картины никак не меньше. Его карточные поединки с Бондом и сцена пытки войдут в «золотой фонд» злодеев «бондианы», а сам Ле Шиффр легко выдерживает сравнение с лучшими плохишами серии из шестидесятых и семидесятых годов.
«ВАЛГАЛЛА: САГА О ВИКИНГЕ» (2009)
Не стоит сваливать на Голливуд всю вину за то, что в коллективное бессознательное мировой зрительской аудитории Мадс Миккелсен впечатался немногословным и очень опасным. Датчанин Рёфн, снявший его в роли Одноглазого — живого воплощения гордого и хищного Севера, сделал для этого, как минимум, не меньше, чем продюсеры голливудских блокбастеров (вроде «Битвы титанов», «Мушкетёров», того же «Казино Рояль»). Но если те ограничиваются эксплуатацией выдающихся внешних данных актёра и его нордической харизмы, но Рёфн доказывает, что Миккелсен не просто большой актёр, но титан. Роль сидит на нём как влитая. В том, что Миккелсен сыграл безмолвного викинга лишь во втором десятилетии своей кинокарьеры и больше никогда не пытался эксплуатировать природное попадание в образ, есть высший смысл, много говорящий об актёрском пути Миккелсена.
«КОКО ШАНЕЛЬ И ИГОРЬ СТРАВИНСКИ» (2009)
Основанная на слухах и свободная от исторических фактов история роковой страсти между двумя равновеликими фигурами культурного ландшафта первой половины XX века. Видно, что визуалиста Яна Кунена («Доберман», «99 франков») больше интересует Коко Шанель и дизайн её усадьбы. Миккелсену приходится немного сбоку лепить образ скупого на слова и эмоции композитора, иногда теряясь в тени и второй большой женской роли фильма — его жены Кати в исполнении Елены Морозовой. Кунен по старой клипмейкерской привычке плотно увязывает визуальный и звуковой ряд картины (действовать приходится иногда откровенно по-позёрски) и рассуждает о силе женского начала. Но, даже пребывая «не в фокусе» постановки, Миккелсен без особых усилий цементирует свой статус европейской суперзвезды, чему способствовала премьера фильма на закрытии Каннского кинофестиваля 2009 года.
«КОРОЛЕВСКИЙ РОМАН» (2011)
Николай Арсель — новое имя в режиссёрском пасьянсе Миккелсена. Величина второго ряда в национальном кинематографе (высшими его достижениями следует признать крепкий дебют «Игра королей» и сценарий к шведской «Девушке с татуировкой дракона»), Арсель выстреливает исторической драмой исключительного качества. Фильм получает двух «Медведей» Берлинского кинофестиваля (за лучший сценарий и мужскую роль) и проигрывает «оскаровскую» номинацию «Любви» Михаэля Ханеке. Струэзе в исполнении Миккелсена — центр тяжести «Королевского романа», позволяющий сиять на его фоне двум потрясающим актёрским работам — Миккеля Фёльсгора и Алисии Викандер, которую немедленно приватизирует Голливуд. Важно знать, что сейчас Арсель и второй главный герой нашего материала Йенсен работают в Голливуде над экранизацией первого тома «Тёмной башни» Стивена Кинга. Сложно представить, что эта парочка обойдётся без своего фаворита. .
«ОХОТА» (2013)
Возможно, высшее драматическое достижение Мадса Миккелсена в карьере. За роль в «Охоте» актёр получил приз Каннского кинофестиваля и собрал охапку наград на родине. Сам же фильм Томаса Винтерберга оказался в «оскаровском» шорт-листе, но уступил «Великой красоте» Паоло Соррентино. После череды ярких, часто роковых ролей Мадс возвращается к образу «обычного человека», которого последний раз играл в предыдущем десятилетии у Сюзанн Биер. Лукас в «Охоте» — фактически сквозной персонаж из фильмов Биер: взрослый мужчина, прошедший через развод («Открытые сердца»), нашедший путь к сердцам детей («После свадьбы») и по нелепому стечению обстоятельств выкинутый из общества.
«ГАННИБАЛ» (2013)
Когда Мадса Миккелсена взяли на роль Ганнибала Лектера в многообещающий американский сериал, люди знающие потирали руки. Холодный шарм и способность «заморозить» взглядом любого делали датчанина единственно верной кандидатурой на пост «следующего» Ганнибала. Миккелсен, как и ожидалось, выдал самого сексуального злодея в череде экранизаций Томаса Харриса, но создатель сериала Брайан Фуллер решал в «Ганнибале» свои задачи, кажется, не сильно заботясь о персональном фан-секторе актёра (хотя тот и так вырос). Да, «Ганнибал» бессовестно красив (в какие-то моменты до раздражения) и полон не всегда считываемых аллюзий и инверсий, но Фуллера сгубило то, что он изначально закладывался на условную «культовость» своего детища и всегда стягивал одеяло со сценаристов на художников и операторов. «Ганнибал» худо-бедно дотянул до третьего сезона, отфильтровав себе самую преданную фанатскую секту, и был предсказуемо закрыт из-за непозволительно низких для общенационального ТВ рейтингов. Мадс три года играл великого маньяка и, по всем прогнозам, должен был «застрять в амплуа». Но, кажется, обошлось. Спасибо другу Йенсену, вернувшему Миккелсена в сумасшедший мир своих сумрачных комедий. В «Мужчинах и курах» режиссёр берёт новую высоту, а Миккелсен по старой дружбе играет фантастически смешного идиота.
Вот правда! Хопкинс прекрасен, но всё же... чтобы мясцо заваливать одно за другим, нужно обладать хорошей физикой :) Мадс тут как раз самое оно.
А как он двигается... мммм... =^_^=
Пластика шикарная просто. А эти губы и скулы...ах
Я никак не доберусь до Охотника на людей. Надо исправить это досадное упущение.