НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Принц датский

Дмитрий Гнедич, 22 ноября 2015, 12:04:29 14
Десять этапных ролей в актёрской карьере Мадса Миккелсена, которому сегодня исполняется 50 лет.

«БАНДЮГАНЫ» (1996)

Дружки-наркодилеры Фрэнк (Ким Бодния) и Томми (Мадс Миккелсен) на крупной сделке попадают в полицейскую облаву. После допросов обоих выпускают. Фрэнк разбирается с Томми с помощью бейсбольной биты, подозревая, что тот рассказал копам слишком много, и пытается вернуть неподъёмный долг за «сгоревшую» партию наркотиков.

Мадс Миккелсен пришёл в актёрскую профессию сравнительно поздно — разменяв четвёртый десяток. Сначала были спорт и побег в балетную академию. Новый поворот в жизни случился после десяти лет успешной — в национальном масштабе — карьеры танцовщика. В переломном 1996 году Миккелсен поступает в театральную школу. Тогда же выходит фильм «Бандюганы» начинающего режиссёра Николаса Виндинга Рёфна — первая (как ни удивительно) гангстерская драма в истории датского кинематографа. Мадс не разменивается на эпизоды, а сразу предстаёт в одной из главных ролей, которая определила его основное амплуа — непроницаемого отморозка-аутсайдера — до конца девяностых. Рёфн и Миккелсен становятся большими друзьями. Через три года режиссёр дарит ему уже «чистую» главную роль в «Истекающем кровью», нащупывая новые, лирические нотки в образе Мадса, а в нулевые ещё дважды снимает его: уже только в главных ролях — в «Бандюганах 2» и, возможно, самой важной ленте в фильмографии Миккелсена «Валгалла: Сага о викинге».

«МЕРЦАЮЩИЕ ОГНИ» (2000)

Четверо бандитов крадут чемодан налички. Вместо того, чтобы отдать деньги заказчику, они решают начать новую жизнь в Барселоне, но не выезжают даже из Дании, застряв в лесной глуши. Друзья набредают на заброшенный дом в окрестностях маленькой деревни и вынуждены сидеть там две недели, пока у одного из них не поправится здоровье после ранения. Они коротают время за чтением и просмотром фильмов, а их лидер Торкильд (Сёрен Пилмарк) так прикипает к месту, что тратит все деньги на превращение их приюта в ресторан.

В 2000 году в жизни Миккелсена появляется второй постоянный режиссёр-единомышленник — Андерс Томас Йенсен. Их встреча, чего уж там, просто не могла не состоятся на небольшом пятачке датского кино, для которого обе эти фигуры сегодня кажутся слишком великими (по крайней мере, в буквальном значении). Йенсен — датский сценарист номер один с большим отрывом от коллег по цеху («Последняя песнь Мифуне», «Быстрые стволы», «Братья», «Месть»); изобретатель национального извода криминальной комедии, соучастник «Догмы», лауреат «Оскара» и автор лучшего — по результатам зрительского голосования — датского фильма в истории. Последнее относится к «Мерцающим огням»: уморительно смешной оде настоящей мужской дружбе, датским, если хотите, «Джентльменам удачи». После «Мерцающих огней», самой доброй (несмотря на стадо убитых коров, прямой удар в нос звезде сериала «Убийство» Софи Грабол и прочие избиения детей) и прямой режиссёрской работы Йенсена, Миккелсен сыграет главные — и точно лучшие в комедийном амплуа — роли в трёх остальных его картинах: «Зелёных мясниках», «Адамовых яблоках» и «Мужчинах и курах».

«ОТКРЫТЫЕ СЕРДЦА» (2002)

Врач Нильс (Мадс Миккелсен) помогает Сесили (Соня Рихтер) пережить трагедию, случившуюся с её женихом Йоакимом (Николай Ли Каас), попавшем под колёса машины жены Нильса Мари (Паприка Стин). Парализованный Йоаким изводит невесту своей депрессией, а та ищет утешение в объятиях образцового отца Нильса. Вспыхнувший роман приводит к трагическим последствиям в жизни обеих пар.

Фильм из третьего десятка аскетичного кинодвижения «Догма 95», сформулированного Ларсом фон Триером сотоварищи. «Открытые сердца» получают международное признание (приз критики на кинофестивале в Торонто) и становятся лучшей картиной года в Дании по версии двух самых престижных национальных кинопремий — «Роберт» (датская киноакадемия) и «Бодиль» (ассоциация кинокритиков). В психологических драмах Сюзанн Биер герои Мадса Миккелсена всегда агенты нормы: честные, вежливые, интеллигентные. На таких можно положиться — пока они не попадут в неразрешимую жизненную ситуацию. Через четыре года Миккелсен предстанет в главной роли в ещё более успешной (и, определённо, более спекулятивной) драме Биер «После свадьбы», но образ врача, бросающего семью (сценарий написал всё тот же Андерс Томас Йенсен), кажется более цельным и насыщенным. Биер, конечно, страшная манипулянтка, бьющая в самые уязвимые точки зрительской души, но играющие у неё актёры от этого только выигрывают.

«АДАМОВЫ ЯБЛОКИ» (2005)

Неонацист Адам (Ульрих Томсен) досрочно выходит из тюрьмы и на испытательный срок отправляется на перевоспитание в сельский приход к пастору Ивэну (Мадс Миккелсен). Священник вызывает у скинхеда стойкую неприязнь, но с пламенным взором лепит из Адама человека. Тот же долго подозревает, что его наставник идиот, вооружённый библейскими заповедями, пока не узнаёт жуткие факты его биографии.

В 2003 году Андерс Томас Йенсен выпускает «чёрную» комедию «Зелёные мясники», где Мадс Миккелсен и Николай Ли Каас (второй его постоянный актёр) открывают мясную лавку и продают человеческое филе в изысканном соусе, а спустя два года — решённые в том же жанре «Адамовы яблоки»: хулиганский — одновременно глубокий и невыносимо смешной — пересказ Книги Иова. Йенсен, как всегда в абсурдистской манере (которая крепчает от фильма к фильму), рассказывает о потерянных душах и аутсайдерах и, как всегда, уродует своего любимого актёра самым страшным гримом. Есть у режиссёра Йенсена такой пунктик: в «Зелёных мясниках» у Мадса уродливая полулысина, в «Мужчинах и курах» — заячья губа, а «Адамовы яблоки» он заканчивает с уродливо переломанным носом и простреленной головой (но живым). Только Йенсен и Миккелсен могли слепить из сельского священника, напоминающего скаута на транквилизаторах, глубоко трагический и трогательный образ. К середине нулевых, именно благодаря фильмам Биер и Йенсена, становится очевидным, что в датском кино появился очень большой актёр. Самое поразительное, что его тогдашнее амплуа диаметрально противоположно тому, каким мир знает его в 2015 году.

«КАЗИНО РОЯЛЬ» (2006)

Джеймс Бонд (Дэниэл Крэйг) противостоит зловещему банкиру Ле Шиффру (Мадс Миккелсен). Тот собирается выиграть в организованном им самим покерном турнире, чтобы вернуть долг африканским террористам. Турнир, который проходит в казино «Рояль», привлекает спецслужбы Великобритании и США. Агент 007 срывает планы Ле Шиффра, но теряет любовь (в образе Евы Грин), ради которой собирался оставить опасное ремесло.

Голливуд завербовал Миккелсена в 2004 году, когда вышел провальный «Король Артур», где датчанин впервые играет рокового северного воина. Такое поверхностное и в чём-то даже пренебрежительное отношение «фабрики грёз» к одному из лучших европейских актёров своего поколения могло похоронить голливудскую карьеру Мадса. Но Миккелсена пригласили в «Казино Рояль», дебютную картину «бондианы» периода дэниэлкрэйговского реализма и, как покажет время, лучшую часть франшизы в XXI веке. Перезагрузка культового героя и киносериала в духе наступающей на пятки «борнианы» прошла настолько гладко, что спустя два фильма продюсеры «бондианы» очевидным образом дают задний ход, пытаясь затащить агента 007 обратно в романтическо-иронический канон. Когда поют заслуженные хвалебные оды «Казино Рояль», вспоминают обычно либо Мартина Кэмпбелла, невероятно удачно вернувшегося во франшизу, либо вызывавшего когнитивный диссонанс, контрастного — на фоне уставшего Пирса Броснана — Крэйга-Бонда, либо, в крайнем случае, изумительно умирающую Еву Грин. Тем не менее, Миккелсен делает для успеха картины никак не меньше. Его карточные поединки с Бондом и сцена пытки войдут в «золотой фонд» злодеев «бондианы», а сам Ле Шиффр легко выдерживает сравнение с лучшими плохишами серии из шестидесятых и семидесятых годов.

«ВАЛГАЛЛА: САГА О ВИКИНГЕ» (2009)

XI век. Немой одноглазый воин (Мадс Миккелсен) стоически переносит плен, развлекая конунга боями с другими рабами. Вырвавшись на свободу, Одноглазый расправляется со своим хозяином и примыкает к отряду крестоносцев, направляющихся в Святую Землю.

Не стоит сваливать на Голливуд всю вину за то, что в коллективное бессознательное мировой зрительской аудитории Мадс Миккелсен впечатался немногословным и очень опасным. Датчанин Рёфн, снявший его в роли Одноглазого — живого воплощения гордого и хищного Севера, сделал для этого, как минимум, не меньше, чем продюсеры голливудских блокбастеров (вроде «Битвы титанов», «Мушкетёров», того же «Казино Рояль»). Но если те ограничиваются эксплуатацией выдающихся внешних данных актёра и его нордической харизмы, но Рёфн доказывает, что Миккелсен не просто большой актёр, но титан. Роль сидит на нём как влитая. В том, что Миккелсен сыграл безмолвного викинга лишь во втором десятилетии своей кинокарьеры и больше никогда не пытался эксплуатировать природное попадание в образ, есть высший смысл, много говорящий об актёрском пути Миккелсена.

«КОКО ШАНЕЛЬ И ИГОРЬ СТРАВИНСКИ» (2009)

В 1920 году Коко Шанель (Анна Муглалис) приглашает Игоря Стравинского (Мадс Миккелсен) и его семью пожить в её роскошном загородном доме «Бель Респиро». Между уже успешной к тому моменту бизнес-леди от мира моды и русским композитором вспыхивает бурный роман, по версии авторов фильма сподвигший Коко на создание аромата «Шанель № 5» и придавший новую свободу музыке Стравинского.

Основанная на слухах и свободная от исторических фактов история роковой страсти между двумя равновеликими фигурами культурного ландшафта первой половины XX века. Видно, что визуалиста Яна КуненаДоберман», «99 франков») больше интересует Коко Шанель и дизайн её усадьбы. Миккелсену приходится немного сбоку лепить образ скупого на слова и эмоции композитора, иногда теряясь в тени и второй большой женской роли фильма — его жены Кати в исполнении Елены Морозовой. Кунен по старой клипмейкерской привычке плотно увязывает визуальный и звуковой ряд картины (действовать приходится иногда откровенно по-позёрски) и рассуждает о силе женского начала. Но, даже пребывая «не в фокусе» постановки, Миккелсен без особых усилий цементирует свой статус европейской суперзвезды, чему способствовала премьера фильма на закрытии Каннского кинофестиваля 2009 года.

«КОРОЛЕВСКИЙ РОМАН» (2011)

Немец Иоганн Фридрих Струэнзе (Мадс Миккелсен) получает должность придворного врача датского монарха Кристиана VII (Миккель Фольсгаард). Он стремительно завоёвывает политический авторитет в глазах короля и становится его другом. Путь в «серые кардиналы» начинается с простых советов, а совсем скоро Струэнзе становится главным идеологом правления Кристиана VII, пишет ему речи и продвигает либеральные идеи. Короля тем временем съедает психический недуг, а между Струэнзе и разделяющей его взгляды первой леди Каролиной Матильдой (Алисия Викандер) завязываются романтические отношения.

Николай Арсель — новое имя в режиссёрском пасьянсе Миккелсена. Величина второго ряда в национальном кинематографе (высшими его достижениями следует признать крепкий дебют «Игра королей» и сценарий к шведской «Девушке с татуировкой дракона»), Арсель выстреливает исторической драмой исключительного качества. Фильм получает двух «Медведей» Берлинского кинофестиваля (за лучший сценарий и мужскую роль) и проигрывает «оскаровскую» номинацию «Любви» Михаэля Ханеке. Струэзе в исполнении Миккелсена — центр тяжести «Королевского романа», позволяющий сиять на его фоне двум потрясающим актёрским работам — Миккеля Фёльсгора и Алисии Викандер, которую немедленно приватизирует Голливуд. Важно знать, что сейчас Арсель и второй главный герой нашего материала Йенсен работают в Голливуде над экранизацией первого тома «Тёмной башни» Стивена Кинга. Сложно представить, что эта парочка обойдётся без своего фаворита. .

«ОХОТА» (2013)

Лукас (Мадс Миккелсен) работает в детском саду воспитателем. Одна из его воспитанниц, кроха Клара, впечатлившись откровенными фото, подсмотренными у старшего брата, обвиняет Лукаса в сексуальных домогательствах. Мужчина теряет работу и становится изгоем в родной деревне, жители которой, заслышав о педофильском скандале, не готовы выслушать простые и здравые аргументы.

Возможно, высшее драматическое достижение Мадса Миккелсена в карьере. За роль в «Охоте» актёр получил приз Каннского кинофестиваля и собрал охапку наград на родине. Сам же фильм Томаса Винтерберга оказался в «оскаровском» шорт-листе, но уступил «Великой красоте» Паоло Соррентино. После череды ярких, часто роковых ролей Мадс возвращается к образу «обычного человека», которого последний раз играл в предыдущем десятилетии у Сюзанн Биер. Лукас в «Охоте» — фактически сквозной персонаж из фильмов Биер: взрослый мужчина, прошедший через развод («Открытые сердца»), нашедший путь к сердцам детей («После свадьбы») и по нелепому стечению обстоятельств выкинутый из общества.

«ГАННИБАЛ» (2013)

Замысловатая и очень вольная экранизация худлит-серии Томаса Харриса о психиатре/кулинаре/маньяке Ганнибале Лектере (Мадс Миккелсен) подана с колокольни нестабильного аналитика-профайлера Уилла Грэма (Хью Дэнси), способного проникать в мозг убийц-психопатов (как покажет время, ценой собственного психического равновесия). ФБР отряжает ему в помощники Лектера, не подозревая об истинной личине харизматичного доктора.

Когда Мадса Миккелсена взяли на роль Ганнибала Лектера в многообещающий американский сериал, люди знающие потирали руки. Холодный шарм и способность «заморозить» взглядом любого делали датчанина единственно верной кандидатурой на пост «следующего» Ганнибала. Миккелсен, как и ожидалось, выдал самого сексуального злодея в череде экранизаций Томаса Харриса, но создатель сериала Брайан Фуллер решал в «Ганнибале» свои задачи, кажется, не сильно заботясь о персональном фан-секторе актёра (хотя тот и так вырос). Да, «Ганнибал» бессовестно красив (в какие-то моменты до раздражения) и полон не всегда считываемых аллюзий и инверсий, но Фуллера сгубило то, что он изначально закладывался на условную «культовость» своего детища и всегда стягивал одеяло со сценаристов на художников и операторов. «Ганнибал» худо-бедно дотянул до третьего сезона, отфильтровав себе самую преданную фанатскую секту, и был предсказуемо закрыт из-за непозволительно низких для общенационального ТВ рейтингов. Мадс три года играл великого маньяка и, по всем прогнозам, должен был «застрять в амплуа». Но, кажется, обошлось. Спасибо другу Йенсену, вернувшему Миккелсена в сумасшедший мир своих сумрачных комедий. В «Мужчинах и курах» режиссёр берёт новую высоту, а Миккелсен по старой дружбе играет фантастически смешного идиота.






другие В десятку
К премьере «Защитников» «Киномания» собрала шуточный отряд из 10 супергероев, навыки которых очень пригодились бы персонажам фильма Сарика Андреасяна.
Дмитрий Гнедич подготовил десятку любопытных шоу — назовем их условно легкими, — которые вы могли пропустить в этом году. Только новички 2016-го, способные украсить новогодние каникулы, только положительные эмоции и хорошее настроение.
В ожидании 2016 года мы подводим итоги года 2015-го. Продолжаем лучшими постерами фильмов. Список составлен в алфавитном порядке, призовые места могут быть распределены в любой последовательности.
КОММЕНТАРИИ 14
Неподражаем, великолепен, прекрасен. В роли Лектера - просто сразил наповал. При всем восхищении Хопкинсом в роли Ганнибала-каннибала, Миккельсену он больше подошел, хотя бы из-за возраста - книжный Лектер был моложе.

выдал самого сексуального злодея в череде экранизаций

уф, что правда, то правда. Даже Рейфа Файнса, и того подвинул.

хотя бы из-за возраста - книжный Лектер был моложе


Вот правда! Хопкинс прекрасен, но всё же... чтобы мясцо заваливать одно за другим, нужно обладать хорошей физикой :) Мадс тут как раз самое оно.
А как он двигается... мммм... =^_^=
Особенно в Красном драконе, который был задолго до Молчания ягнят. А Хопкинс там уже дедушка((
Пластика шикарная просто. А эти губы и скулы...ах
Если говорить о лучшем касте на роль Ганнибала, Брайан Кокс у меня номер один. Самый жуткий из всех.

Если говорить о лучшем касте на роль Ганнибала, Брайан Кокс у меня номер один. Самый жуткий из всех.


Я никак не доберусь до Охотника на людей. Надо исправить это досадное упущение.
"Ганнибал" эстетически просто гениальный сериал, Мадс в нём прекрасен, и слава богу он не ассоциируется только с ним, хотя познакомился с этим актёром только после него.
Мне больше всего нравится работа в Зелёных мясниках, а фильм в целом - Валгалла.
"Адамовы яблоки" хороши не только Мадсом. Там именно дуэт Миккельсен-Томсен замечательно смотрится :) Интересно, когда Ульрих станет такой же звездой, как Мадс?..
Обожаю Мадса. Все его работы замечательные, но для меня на первом месте все-таки "Охота" )
Вчера смотрел два фильма с Мадсом и ещё один на неделе, а сегодня узнаю, что у него вчера был юбилей! Спасибо за материал, как раз в тему:)
И, видимо, придётся за "Ганнибал" взяться.
Главное не ждите типичного детектива от этого сериала, он совсем о другом.))
Конечно Валгалла. Неотразимое кино.
Снимись он хоть в 10 сезонах Ганнибала, не застрял бы в амплуа. Только не после такого списка.
Невероятно харизматичный, талантливый, мощный актер. От его глубокого, вдумчивого взгляда мурашки по телу пробегают. Каждого сыгранного персонажа он наделяет непередаваемым мужским шармом. В каждом его жесте и движении безошибочно угадываются сила, ум, обаяние. Он срастается со своим героем настолько плотно, что ни в одной сыгранной им роли, даже если очень постараться, не найдешь и крошечную брешь. Я очень рада, что Голливуд смог оценить Мадса Миккелсена по достоинству и подарил нам фильмы с его участием. Ведь наблюдать тонкую игру этого красавца-датчанина - истинное удовольствие!

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер