НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    10 лучших современных фильмов о музыкантах

    , 22

    Не удивительно, что музыканты регулярно становятся героями художественных фильмов разной степени биографичности. Их жизненные пути порой совершают куда более изощренные кульбиты, чем может придумать фантазия сценариста. Вдохновившись выходом картины «Элвис и Никсон», «Киномания» собрала 10 отличных лент нового века о музыкантах века XX-го.

    «Фрэнк» / Frank

    Режиссер Ленни Абрахамсон, 2013

    Ирландский режиссер Леонард Абрахамсон собаку съел на демонстрации разных форм человеческих отклонений. Его «Адам и Поль» — о буднях дублинских наркоманов, «Заправка» — о слабоумном, но неунывающем уборщике заправочной станции. В образе заглавного героя картины «Фрэнк» он и вовсе объединил безумства трех музыкантов прошлого века. Там улавливаются черты и великого импровизатора Дэниела Джонстона, всю жизнь страдавшего маниакальной депрессией и шизофренией, и эксцентричного рок-музыканта Капитана Бифхарта, который на восемь месяцев увез свою группу в уединенном доме, чтобы творить и выполнять странные физические упражнения. А имя и картонная голова, с которой персонаж Майкла Фассбендера не расстается вплоть до финальных сцен, — наследие британского музыканта Фрэнка Сайдботтома, которому, по признанию сценариста Джона Ронсона, как раз и принадлежала идея этого фильма. В титры, впрочем, он не попал. Не дожил до выхода «Фрэнка» три года.

    Режиссер Оливье Даан, 2007

    Она росла в трущобах, в борделе и за кулисами цирка. Пела на улицах с девятилетнего возраста. Ослепла и вновь увидела свет. Вышла на сцену. Подарила миру свой голос. И услышала бурные аплодисменты. Ее называли «парижской малышкой», «глазастым чудом», «неограненным алмазом». И избранная режиссером Оливье Дааном структура (нелинейный рассказ, в котором зритель знакомится с жизнью Эдит Пиаф вне всяческой хронологии) нагляднейшим образом демонстрирует, что никому не удалось этот алмаз «огранить». Покинув трущобы и завоевав титул королевы французской песни, она лишь ощетинилась и загрубела. На восхищенный возглас «Мне так нравится, что вы делаете!» она без лишних раздумий могла ответить: «А мне не нравится ваша рожа». Однако на сцене ей не было равных. Равно как в 2007-м не нашлось равных Марион Котийяр — второй актрисе в истории «Оскара», которой вручили награду за роль, сыгранную не на английском.

    «Переступить черту» / Walk the Line

    Режиссер Джеймс Мэнголд, 2005

    Хотя про Элвиса Пресли снято несколько отдельных байопиков, о нем никогда не упускают возможности упомянуть, пусть мельком, в чужом биографическом фильме. В удачной во всех отношениях ленте о легендарном кантри-певце Джонни Кэше (три «Золотых глобуса», в том числе в номинации «Лучший фильм») король рок-н-ролла, сидящий в тени за кулисами концертного зала, предлагает главному герою отведать картошки с перцем. Отвергнув столь безобидное предложение, кантри-певец не смог устоять перед другим: на одной из вечеринок его убеждают попробовать амфетамины (дескать, сам Элвис их принимает). Дальнейшая история Джонни Кэша, называвшего себя исполнителем «христианского кантри», — это борьба с наркотической и алкогольной зависимостью, которая проходила на фоне метаний между семьей и любовницей. Примечательно, что свой лучший альбом он записал ровно тогда, когда борьба завершилась, а любовница, певица Джун Картер, стала его законной женой.

    Режиссер Сэм Тейлор-Джонсон, 2009

    Без упоминания о короле рок-н-ролла не обошлась и эта картина (даром что в центре внимания — не менее культовая фигура мирового шоу-бизнеса). «Черт побери, ну почему Бог не создал меня Элвисом?» — восклицает главный герой. И слышит в ответ: «Он приберег тебя для Джона Леннона». Пройдет всего десять лет, и он заявит в интервью газете Evening Standard, что группа The Beatles стала популярнее самого Иисуса. Но здесь, в картине «Стать Джоном Ленноном», мы видим лишь самые первые шаги величайшего британского музыканта. Ему пятнадцать. Он прогуливает школу, ворует пластинки, носит прическу а-ля Элвис Пресли, учится играть на гитаре и презирает все, что не рок-н-ролл.

    «Меня там нет» / I'm Not There.

    Режиссер Тодд Хейнс, 2007

    Люди в белых халатах, больничная каталка с уже бездыханным телом, яркая потолочная лампа и скальпель, который плавно скользит по груди, — с этой картинки стартует один из самых оригинальных байопиков мирового кино, автор которого, Тодд Хейнс, препарирует живую легенду по имени Боб Дилан. «Вот он лежит, — сообщает безучастный закадровый голос. — Поэт, пророк, изгой, мошенник, звезда электронной музыки, раздетый толпой…» Разрезав личность Дилана на шесть приблизительно равных частей, Хейнс сплел этот фильм из шести разных историй, в которых одна актриса (Кейт Бланшетт) и пять актеров олицетворяют определенные периоды жизни и творчества музыкального гения. В этом фильме чистый абсурд соседствует с документальной стилистикой, цветное изображение — с черно-белым, правда — с вымыслом. «Думаете, режиссера волновало, поймет ли публика его замысел? — вопрошал сам Боб Дилан, всецело поддержавший этот проект. — Мне вот кажется, что ему было плевать. Он просто хотел сделать хороший фильм». И надо признать, что это у него получилось.

    «Рэй» / Ray

    Режиссер Тейлор Хэкфорд, 2004

    В 1948-м — за тридцать лет до того, как песня Georgia on My Mind в исполнении Рэя Чарльза была объявлена гимном южного штата Джорджия — жизнь чернокожего парня, лишенного зрения, не стоила ни гроша. Тем большее впечатление производит история Рэя, которую режиссер Тейлор Хэкфорд начинает как раз на излете 1940-х. Где-то там, впереди, — 70 альбомов, 17 премий «Грэмми» и гастроли по всему свету. В прошлом — жизнь в нищете, трагическая гибель брата и наставление матери-прачки: «Ты не будешь вкалывать за кусок хлеба». И еще одно: «Обещай, что ты никогда никому не позволишь калечить тебе жизнь». Он обещал, и лишь от самого Рэя Чарльза не смог себя защитить: наркотики — как лекарство от слепоты, женщины — как бегство от одиночества. Несколько арестов, скончавшаяся от передоза любовница и мучительная реабилитация в клинике Святого Франциска привели эту историю к финальному хэппи-энду. Не хватило каких-то трех месяцев, чтобы до премьеры этого фильма дожил его главный герой. 

    «Генсбур. Любовь хулигана» / Gainsbourg (Vie héroïque)

    Режиссер Джоан Сфар, 2010

    Режиссер Джоан Сфар, который больше известен во Франции как комиксист, решил представить биографию любвеобильного музыканта Сержа Генсбура в виде мистической сказки. И потому, что в рамках классического байопика он не мыслил этого персонажа. И потому, что его яркая, на первый взгляд, жизнь оказалась скучноватой для полного метра: Серж Генсбур жил в окружении самых красивых женщин эпохи, писал красивые песни, пробовал новые стили, хорошо зарабатывал. Скучно, не так ли? Мистический двойник певца, именуемый в фильме Рожей (это уродливое носатое существо, символизирующее внутренних демонов, иначе и не назвать), был призван как раз для того, чтобы в новом свете представить жизнь успешного шансонье. Жизнь, в которой не было ни громких провалов, ни серьезных трагедий, ни (на худой конец) наркозависимости, на которой зиждется каждый второй музыкальный байопик.

    «Каллас навсегда» / Callas Forever

    Режиссер Франко Дзеффирелли, 2002

    Француженка Фанни Ардан — из числа тех людей, которые предпочитают петь в ванной, дабы не смущать почтенную публику отсутствием вокальных данных. Но так уж случилось, что именно ей поручили воплотить на экране Марию Каллас — одну из величайших оперных див XX века. Во всех музыкальных сценах Ардан лишь старательно открывает под фонограмму рот (в чем никто никогда не посмеет ее упрекнуть). Но ирония в том, что то же самое проделывает, согласно сюжету, ее героиня. Проблемы с голосом, которые появились у Каллас в начале 60-х, заставили ее удалиться от мира: спрятавшись в парижской квартире и завернувшись в домашний халат, она бесконечно пересматривает запись одного из последних концертов («Чтобы не забыть о провале»). В этом полукоматозном состоянии ее застает Ларри Келли — верный друг и по совместительству музыкальный продюсер. Чтобы воскресить Марию Каллас, он предлагает ей сниматься в кино, используя старые записи. «Но ведь это подделка!» — будет сокрушаться в финале певица. «Как и все исполнительское искусство, — ответит ей мудрая экономка. — Когда ты пела в своей опере, разве перед тобой стояли не нарисованные декорации?»

    «Контроль» / Control

    Режиссер Антон Корбайн, 2007

    «Joy Division? А что это значит?» — интересуется сотрудник студии звукозаписи. «Это название борделя, куда немецкие солдаты наведывались во время войны», — объясняет лидер новорожденной группы Иен Кертис и отправляется записывать свой первый альбом. Первый из двух — три года спустя, оправившись от очередного эпилептического припадка, 23-летний музыкант повесится на собственной кухне, и в истории группы будет поставлена жирная точка. Ее скромного наследия, впрочем, окажется достаточно, чтобы Кертис вошел в историю музыки с громогласным титулом «крестный отец постпанка и готик-рока». Стилистика, которую голландец Антон Корбайн избрал для того, чтобы поведать нам его биографию, кажется единственно верной: монохромное изображение, беспросветно депрессивные композиции, меланхоличный, подчеркнуто безучастный закадровый голос.

    «Внутри Льюина Дэвиса» / Inside Llewyn Davis

    Режиссеры Итан КоэнДжоэл Коэн, 2012

    Мемуары американского фолк-музыканта Дэйва ван Ронка, который добился признания самого Боба Дилана, но всю свою жизнь продавал пластинки мизерным тиражом, не могли не вдохновить братьев Коэн: истории обаятельных неудачников — их главный конек. Переименовав героя в Льюина Дэвиса, они сделали фильм об аутсайдере из мира шоу-бизнеса, у которого нет ничего, кроме гитары, коробки с нераспроданными пластинками и надежды на светлое будущее. «Бросить музыку? Вернуться на флот и просто существовать?» — искренне изумляется герой Оскара Айзека во время беседы с сестрой. Приземленная женщина лишь пожимает плечами: «Так делают все, кто не блистает в шоу-бизнесе». Ближе к финалу, устав от чужих диванов и творческих неудач, он-таки попробует пополнить ряды моряков. Но даже на этом пути персонажа Коэнов ждет оглушительная неудача.
     
    КОММЕНТАРИИ 22
    Ну как бы вот: "У моря" (2004)
    "Сумасшедшее сердце" (2009)
    "Солист" (2009) Кроме того есть такая малоизвестная неплохая киношка как: Любовь и милосердие (2014)
    Из предоставленного: "Переступить черту" - бесподобен, "La Mome" - грустно-эпичен,"Рэй" - хорош, но слишком хрестоматийный (бедность, унылость, первые шаги, первый альбом, второй, слава, наркотики, женщины.... почтенная старость в шоколаде и лучах славы. ) Но Джимми ФОкс выдает такого Рэя !! Ради него и стоит смотреть. ... "КОнтроль" не добил, глав.актер сероват, увы. Плюс и манера КОрбайна снимать утягивает фильм в уныние. ... ... .... Из остального поставим на заметку "Фрэнка" с Фассбендером и "Льюина Дэвиса" КОэнов. Братья редко снимают что-то проходное. ... ... ... .
    PS: Были бы интересны мнения других киноманцев о фильмах из подборки.
    Френк мне понравился, особенно последняя сцена
    «Генсбур. Любовь хулигана» - посмотрела этот фильм во время недели французского кино на первом. Для меня в нем собрано все, что должно быть в таких фильмах: жизнь, смерть и музыка все это уравновешивает..
    Спасибо !
    Спасибо. Надо глянуть
    Я бы добавил "Одержимость" . Он не автобиографический, но с точки зрения демонстрации тернистого пути от просто талантливого музыканта до гения - бесподобный фильм. Смотрел три раз. И обязательно посмотрю еще.
    Уважаемый kuinjitsu, а что за "Одержимость" ? Есть не слишком удачный ремейк "Квартиры" с Беллуччи под таким названием. Если не трудно напишите год выпуска хотя бы или актеров. Оч. заинтриговали !
    Совсем не то. Но фильм - бесподобный -http://www.kinomania.ru/film/762135/ В Минске его дважды пускали в прокат в общей сложности на 4 месяца в одном кинотеатре. Так вот даже под конец не меньше половины зала сидело на сеансе. Ну и Оскар Симмонса за роль второго плана - в том году был просто безальтернативный.
    Теперь я знаю что посмотрю на следующие выходные ! ... Спасибо, kuinjitsu ! ... И Киномании за поднятую тему !
    Одержимость - это и название песни, и одержимость музыкой!
    Благодарю за наводку. Очень заинтриговали!
    Одержимость - просто потрясающее кино!
    ... не понимаю, как Майлза Теллера после такой колоссальной игры выбило на кривую дорожку (Фантастическая четверка, Дивиргенты и т.д.). Может, на фоне потрясной игры Симмонса хорошо выглядел?
    Отличные фильмы, но как же вы не включили список Джеймс Браун? Наверное это из-за расизма:D
    А "Рэй" включил, наверное, в поддержку расизма? )))
    Пардон, просмотрел) Но фильм в любом случае достойнейший, лучше Внутри Льина Девиса уж точно) Одержимость тоже хороша
    Ноу проблем))
    По горячим следам люто советую "Винил". Крутейший сериал на данную тему. Ну а Бобби Коновале почти наверняка соберет в этом году все личные сериальные призы! Я пока не вижу кого-то конкурентного его роли Риччи Финесты. Просто, по-настоящему БОЛЬШОЙ АКТЕР!
    "Дочь шахтера" как мне кажется весьма достойный фильм и гораздо сильнее некоторых представленных в данном списке , С.Спейсек получила Оскар за роль , сам фильм получил Глобус
    про музыкантов грешно не вспомнить Легенду о 1900 с Тимом Ротом.
    Временной лаг подборки предполагает новейшую историю, нулевые и десятые т.е. Одержимость шикарное кино, и вполне могло быть включено в шорт, равно как и Фрэнк, и Льюин Дэвис, которые тоже не автобиографичны.
    И можно ещё многие вспомнить, Сладкий и гадкий Аллена, Сид и Нэнси, Doors ...

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.