НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

«Карантин» и «Кордон»: жизнь опасна

Дмитрий Гнедич, 3 мая 2016, 18:16:47 5
Канал CW запустил сериал «Карантин», более-менее дословную адаптацию бельгийского телехита «Кордон» о неизвестном смертельном вирусе, поразившим старушку Европу в самое сердце.

В городской больнице Атланты зафиксирована вспышка неизвестного вируса. Заболевание развивается стремительно: от первых симптомов, напоминающих обычный грипп, до неизбежного летального исхода проходит несколько суток. Опасаясь эпидемии, власти оперативно закупоривают часть города со всеми жителями на карантин. Нулевого пациента удается определить почти сразу. Все указывает на то, что вирус завез сирийский нелегал, посещавший в День Икс инфекционное отделение госпиталя. Уже есть первые жертвы среди местных: в изолированном боксе загибается женщина-врач, а в подвале лежат два трупа, ставящие под сомнение версию с сирийцем.

Герои «Карантина» располагаются по обе стороны заградительного кордона. Внутри застряли: медперсонал больницы, учительница с совсем юными учениками, полицейский, старик, выращивающий крыс для экспериментов, беременная девушка, помогающая родителям в продуктовой лавке, и штат компьютерной лаборатории. Каждый из них держит связь с «внешним» миром, где у многих остались родные и близкие. Полиция и чиновники делают все, чтобы паника не перекинулась на незараженные районы, а циничные «акулы пера» «расшатывают лодку».

Каждый новый проект канала CW подтверждает, что заточен он, в первую очередь, под молодежь. Вспомните «Сверхъестественное», «Дневники вампира», «Сотню», «Я — зомби» или динамично развивающуюся телевселенную DC Comics, за четыре года разросшуюся до трех проектов — «Стрела», «Флэш» и «Легенды завтрашнего дня». Вся продукция канала — неважно мистический это сериал, фантастический или исторический — существует внутри условной, довольно герметичной экосистемы со своей драматургической и визуальной планкой.

Тем удивительнее появление в сетке вещания «Карантина», заявленного минисериалом (что, надо понимать, подразумевает законченность высказывания). Впрочем, отыскать предпосылки появления нового проекта тоже несложно (ключевое слово для всего сериального контента CW). Авторам — главной силой выступает Джули Плек, создатель «Дневников вампира» и спин-оффа «Древние» — не просто приглянулся превосходный бельгийский сериал «Кордон», который они перенесли на американскую почву. Очевидно, что руководство канала, пусть и с существенным опозданием, но следует тренду «Ходячих мертвецов». ДНК главного зомби-шоу отчетливо проглядывалось уже в бельгийском первоисточнике, который исследовал поведение людей в эпицентре катастрофы.

«Карантин» — своеобразный ответ «Ходячим», выдержанный в несколько иной манере, чем остальные сериалы CW. Это «взрослый», достаточно мрачный и натуралистичный триллер, который уместнее смотрелся бы среди сериалов какого-нибудь USA Network, где идут «Мистер Робот» и «Колония». Руководство CW несколько лет назад провозгласило курс на расширение своей аудитории, что, вероятно, «Карантин» по мере своих сил и делает.

Уже вышло два эпизода шоу, отсмотрев которые большинство критиков сделало неутешительные выводы. Оценивать сериал по двум сериям дело весьма сомнительное, но с основными претензиями можно согласиться. Герои «Карантина» за редким исключением лишены минимальной харизмы и разговаривают казенным, неприлично высокопарным языком. Говорить об изъянах драматургии можно лишь в плоскости этих самых диалогов. Сюжетная же колея достаточно широка и глубока: конфликт заявлен, герои выставлены, Атланта кипит, народ напряжен. То есть все это можно смотреть и даже получать некоторое удовлетворение.
Основная проблема «Карантина» заложена в уставных документах этого предприятия. Как и большинство других более-менее дословных римейков, сериал не выдерживает никакой критики в сравнении с оригиналом. При переводе с фламандского, родного для «Кордона», языка на английский, из сюжета испарились все коннотации, сделавшие бельгийский сериал очень сильным не только жанровым, но и социально-политическим высказыванием.

Здесь следует подробнее остановиться на самом «Кордоне». Действие происходит в Антверпене, сердце «старой» Европы, где в последние годы остро стоит вопрос с экспансией беженцев из третьего мира. Придуманный авторами вирус — мощная метафора, актуальная для сегодняшней Европы.

Сериал начинается со сцены, в которой афганскому нелегалу помогает выбраться из прибывшего морем контейнера его соотечественники, пустившие корни в Антверпене. Неизвестная зараза передается исключительно через человеческие выделения: пот, слюну, кровь, сперму. Для инфицирования нужен непосредственный контакт, потому официальные СМИ доносят до запертых в карантине бедняг руководство к действию — держитесь на расстоянии друг от друга, никаких контактов, даже самых формальных. Под табу попадают не только секс или невинные поцелуи, но простые рукопожатия и объятия. Жизнь — заразна. Жизнь, ввезенная из третьего мира. Впрочем, по ходу сюжета становится ясно, что такая жесткая позиция, ведущая прямиком к разжиганию межнациональной розни, лишь один из слоев, причем не самый толстый, в заявленной проблематике «Кордона».

Агрессивная, с очевидным негативным зарядом идея — вполне себе идеологическое оружие «старушки Европы», пытающейся оградить коренное население от нежелательных пришельцев. Но «Кордон» доказывает, что несет она не только сигнал быть осторожнее, но и ту самую европейскую цивилизационную толерантность, столь непопулярную в отдельных уголках мира. Да, здесь не лучшее место заводить детей, но обязательно перепроверьте, виноваты ли в этом «чужие», или «может, что-то в консерватории подправить?».

По сути, «Кордон» — жесткая высокая сатира о западной цивилизации. Устои общества разобраны по косточкам: от хрупкости индивида в экстремальных условиях и врачебной этики до свободы слова и политической повестки. При этом авторы ни на секунду не сваливаются в злободневный памфлет, а ваяют восемь часов (десять серий) напряженного и даже страшного триллера, который по плотности событий и количеству моральных «вилок» не уступает лучшим эпизодам «Ходячих мертвецов».

У римейка за душой пока не очень много. Все разговоры об эпидемии поданы с другой колокольни отлитыми в свинец словами вроде «биотерроризм» и «ИГИЛ». Еще тут быстрее монтаж, дороже светофильтры, кровь гуще и есть модный прием с титром-квадратиком, который выводит на экран смс-ки и звонки. Словом, смотреть американский «Карантин» после «Кордона» непросто.






КОММЕНТАРИИ 5
Кордон заинтересовал.
Как раз недавно наткнулся на "Карантин", а через него вышел на "Кордон". Выбирал, какой из них посмотреть. Спасибо, сомнения отпали.
"Карантин" в топку, "Кордон" в список на просмотр.
Спасибо за статью.
Мне больше Карантин понравился. Наверное, привлекательностью актерского состава, актеры пока вписываются в те типажи, которые были на основе Кордона задуманы, американская версия выглядит симпатичнее внешне, объективно. Про Кордон узнала только недавно, посмотрела первую серию, нужно оценить и досмотреть сериал до конца, но, видимо, в данном случае я за американскую версию.
А мне, как не странно, понравились оба сериала... Бельгийский отсмотрен, на очереди оставшиеся серии "Карантина"...

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер