НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Финансовый монстр»

    , 11
    Новая режиссерская работа Джоди Фостер «Финансовый монстр» отпремьерилась в Каннах и докатилась на этой неделе до отечественного проката. Денис Рузаев разобрался, справилась ли постановщик с современной сатирой на капиталистическую Америку.

    Телеведущий Ли Гейтс (Джордж Клуни) не выходит на сцену — выплывает: в окружении полуодетых танцовщиц тверка, с цилиндром Дяди Сэма на голове и рэпчиком в качестве сопровождения. Ли Гейтс шелестит воображаемыми купюрами, а подтанцовка тут же подхватывает жест, пока на экране-заднике отсвечивают зловеще-зеленым мертвые президенты. Нет, Гейтс не ведет программу о последних успехах южного хип-хопа. Все прозаичнее — его передача «Финансовый монстр» выдает борзые и безапелляционные советы по инвестициям в фондовый рынок для чайников.

    Безапелляционность выйдет ведущему боком, когда в его студию под шумок проберется юноша с горящим взглядом и заряженным пистолетом (Джек О’Коннелл). Через минуту Гейтс — причем в прямом эфире — уже будет вынужден надеть пояс шахида и начать переговоры со стихийным террористом. Тот, конечно, возмущен связкой ТВ и Уолл-стрит не из чистого идеализма: неделей ранее этот водитель грузовика последовал совету «Финансового монстра», вложил сбережения покойной мамы в бумаги одного успешного фонда и, как нетрудно догадаться, немедленно все потерял. Режиссер гейтсовской программы (Джулия Робертс) шепнет ведущему в наушник: «Тяни время», а сама начнет разбираться в обстоятельствах злосчастной инвестиции. Весь мир тем временем прильнет к экранам — когда еще увидишь прямую трансляцию вооруженного захвата телестудии?

    Режиссера «Финансового монстра» Джоди Фостер трудно упрекнуть в злонамеренности — в своем четвертом полнометражном проекте она старательной, часто смешной сатирой проходится по всем бедам западного мира: жадным капиталистам, циникам из масс-медиа, некомпетентным представителям правопорядка. Горе-террорист с каждой минутой будет все больше казаться всего лишь доведенным до отчаяния маленьким человеком, а телезрители по всему миру — держать за него кулаки. Быстро Фостер и даст понять, кто в этой истории настоящий злодей — он (Доминик Уэст), естественно, прячется от ответственности на частном самолете.

    Поскреби показного идеалиста — и обнаружишь обычного, незамутненного мастера популистских речей. Начавшую сниматься еще в ранней юности Фостер, в сущности, взрастил Голливуд — и в законах классической мелодрамы она разбирается куда лучше, чем в мутных механизмах, которые управляют современным капитализмом. Чем настойчивее «Финансовый монстр» напрашивается на статус фильма, обеспокоенного актуальной повесткой дня, тем сильнее бросаются в глаза те элементарные драматургические и режиссерские манипуляции, на которых (а вовсе не на реальном материале) Фостер свой фильм выстраивает.

    На словах «Монстр» может выговаривать телевизионщикам и финансистам, но на деле этому кино толком нет дела ни до тех, ни до других, ни тем более до рядовых фигурантов современного мира. Все они здесь служат лишь пешками в стандартной голливудской мелодраматической конструкции, которая вне зависимости от конкретного содержания подразумевает стандартные, шаблонные (не путать с вечными) ценности. Циник разыщет в глубине души остатки совести. Маленький человек станет немного больше. Злодей будет наказан — явлением ревизоров и (Фостер следит за духом времени) комичным мемом.

    Эта авторская вера в еще Фрэнком Капрой зафиксированные каноны голливудского кино, конечно, не делает «Монстру» чести — хватаясь за злободневную, живую и проблемную, сложную тему, Фостер раз за разом выбирает простые решения: от жанровых мурашек киднэппинг-сюжета до непременного хэппи-энда. Да, эти решения работают — если не обращать внимания на врожденную глупость, «Финансовый монстр» бодро смотрится, временами остроумно шутит, и с духоподъемным эскапизмом справляется лучше, чем с освещением тех проблем, которые поднимает.

    Другое дело, что этого полу-успеха уже недостаточно — особенно после того, как несколько месяцев назад «Игра на понижение» успешно справилась и с развлечением аудитории, и с разбором неподъемной темы грехов капитализма. «Игра» могла сколь угодно дерзко острить, но не скрывала своего отчаянного пессимизма по поводу перспектив обычного человека при новом финансовом порядке. «Монстр» же создает опасную — и вредную, в сущности, — иллюзию: злодеи будут наказаны, остальные исправятся и поумнеют. Если бы все было так просто.

    другие Рецензии

    В прокат выходит новая работа режиссера фестивального хита «Сядь за руль моей машины». Впечатлениями от драмы Рюсукэ Хамагути, получившей в Венеции Особый приз жюри и премию ФИПРЕССИ, делится Кирилл Горячок.

    На платформе Netflix вышла вторая часть сай-фая Зака Снайдера «Мятежная луна». Максим Бугулов выяснил, удалось ли режиссеру с помощью сиквела спасти дилогию.

    В прокате идет историческая драма с Мадсом Миккельсеном из основного конкурса прошлогоднего Венецианского фестиваля. О новой работе режиссера «Королевского романа» Николая Арселя рассказывает Кирилл Горячок.

    КОММЕНТАРИИ 11
    Я знаю, что Джоди Фостер не гениальный режиссер, но смотреть надо из за сюжета.
    и Клуни в этот раз постарался
    Г-н Рузаев справился: заинтересовал и при этом не выдал, а лишь обрисовал козыри фильма. Если б еще на 6-7 строчек покороче, вообще ...
    Ну да ладно. Новый фильм Клариссы Старлинг на заметку ! PS: И злодеев в другой раз не выдавайте. ...
    Всё продвигаете рецензии на рецензии?
    Ну да ! Я болею за то чтоб: а) в рецензиях не было спойлеров с концовки; б) чтоб рецензии были полаконичнее ( не 5 строк, но и не рулон обоев) Кстати Эта все ж длинновата. и в) чтоб похудожественней ( Никулин был сам Шекспир, Гнедич... ну,Хэмингуэй ( нет, все же больше метафор у него...) ФИтцджеральд, о, да ФИцджеральд ! ... Из новеньких Филиппов (Варкрафт) точен и методичен как Карл Маркс, собственно Рузаев это Гюго ( языком владеет, но рас****еться больше нужного непрочь), ну Молчанов это... если не Пушкин, то вот точно Куприн (сочно так рецензирует)...
    Собственно и я рас****елся больше нужного. ...
    Ну и г) борюсь за то, чтоб хоть какое-никакое фото\аватарку автор выставлял. ПС: Мало кто замечает но насчет первых 3 пунктов я чувствую явный прогресс (даже, осмелюсь, удачу ) ...
    Я понял. Сопоставив различные посты, можно прийти к логичному выводу - вы начальник( ну или один из) всей этой конторы.То что вам не платят значит , что платите вы сами.
    мои 5 копеек: Если судить строго, то фильм получился интересным сюжетно, но «недокрученным» именно с точки зрения режиссуры. Волей-неволей на память приходил замечательный «Переговорщик» (The Negotiator), Ф. Гэри Грея, у которого схожая сюжетная фабула. Вот если бы кого-то вроде него… Однако снятое кино не имеет сослагательного наклонения, и в режиссерском кресле именно Фостер. Если же сравнивать (а сравнить безусловно хочется) ее новую работу с вышедшим несколько лет назад «Бобром», то это однозначно шаг вперед. Там все держалось исключительно на таланте Мела Гибсона играть пронзительным взглядом, то тут Фостер решила замахнуться на что-то более массовое и в актуальное. Сложно представить сейчас что-то более узнаваемое, чем ток-шоу или стенд-ап. И на смену очень личной и оттого чуть отстраненной истории пришла идея более «мейнстримная», но вместе с тем близкая широкому кругу. Нет нужды говорить про современные информационные потоки и вспоминать, как над ними жестко посмеялся Оливер Стоун в «Прирожденных убийцах» (Natural Born Killers). У Фостер убийца не только не прирожденный, он и не убийца вовсе. В центре ее рассказа человек, который забрался на верхушку существующей системы, и человек, который бросил этой самой системе вызов. И за развитием конфликта, в котором один вооружен пистолетом и взрывчаткой, а другой – умением говорить, интересно наблюдать. Благодаря декорациям и разным форматам камер (теле- и кино-) порой создается ощущение, что все происходит на самом деле в режиме реального времени. И большая часть фильма интригует и заставляет смотреть с интересом. За что хочется спросить с авторов, так это за финал – можно было бы «дожать» зрителя и героев, а не отделываться стандартной концовкой. Это главная претензия. В целом же, фильм получился достойным и заслуживающим внимания.
    Забыл еще за коммент "Черепашек" спасибо сказать Марселю Там рецензия совсем диетическая\постная была. Хотя в принципе что там расписывать в "Чебурашках" ? Ну и тут ваши 5 копеек...это вы Петровские времена ввиду имели наверняка, когда 5 копеек корова стоила. ...
    да не за что, коллега :)
    Насчёт петровских времён - каюсь, не застал :) Находился в том столетии в другом измерении :)

    Циник разыщет в глубине души остатки совести. Маленький человек станет немного больше. Злодей будет наказан — явлением ревизоров и (Фостер следит за духом времени) комичным мемом.

    Вот совсем не спойлер, да ?
    Ну хотя бы не сказали взорвут ли Клуни или нет. Хоть какую-то интригу оставили !

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.