НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Море в огне»

Кирилл Горячок, 14 июля 2016, 18:48:50 4
В очень скромный прокат на этой неделе вышла документальная лента «Море в огне», участник ММКФ этого года и победитель «Берлинале»: кинохроника того, как маленький итальянский остров стал перевалочным пунктом для мигрантов, которые прибывают в Европу в надежде выжить. В тонкостях поэтического высказывания Джанфранко Рози разбирался Кирилл Горячок.

Остров Лампедуза испокон веков служит перевалочным пунктом между Африкой и Европой. Сегодня, многие тысячи иммигрантов проходят через маленький итальянский островок c единственной надеждой остаться в живых. Жители Лампедузы хранят старый уклад, их основным промыслом является рыбалка, цивилизация лишь частично коснулась быта. На радиостанции местный диджей ставит пластинки на заказ, взрослые отправляются в плавание наловить рыбы на ужин, маленький близорукий мальчик мастерит рогатку. Неподалеку спасатели принимают искалеченных в пути иммигрантов, а местный доктор видит во снах своих полуживых пациентов, которым нет числа.

Джанфранко Рози — единственный в мире режиссер-документалист, получивший две главные награды ведущих мировых кинофестивалей. Сначала в Венеции за «Священную римскую кольцевую», теперь в Берлине за «Море в огне». Само собой, политика и ситуация вокруг проблемы иммиграции неизбежно сыграли свою роль в присуждении награды последнему, но это нисколько не умаляет реальную художественную силу картины.

Изначально документалисту заказали десятиминутный ролик про Лампедузу, но оказавшись на месте и выслушав местных жителей, Рози остался на острове на полтора года, в одиночестве снимая творящуюся на его глазах историю. «Море в огне» неспешно открывается зрителю. На первый взгляд, узор из множества бытовых сцен и длинных пейзажных планов кажется бессвязным и мало относящимся к реальной проблеме иммиграции. Рози запечатлел время без политики: «Море в огне» исследование не социальное, но поэтическое.

Жители Лампедузы похожи на героев итальянского неореализма: простые рыбаки, для которых работа — залог выживания. В этот устоявшийся мир и вторгается иррациональная энергия чернокожих беженцев, их грозные песни разрывают вековую тишину маленького острова. Связующим звеном становится доктор Пьетро Бартолло, который лечит как аборигенов, так и иммигрантов. Его исповедь и образует эмоциональную кульминацию картины. К смертям невозможно привыкнуть, и врач не может позволить себе отойти в сторону.

Но центральным героем «Моря в огне» является не он, а мальчик из рыбацкой семьи Самуэле. Он не похож на близких: не по годам смышленый и вечно болеющий. Кажется, трагедия иммигрантов пройдет для него бесследно, но он уже принадлежит будущему, и именно ему придется столкнуться с новым миром.

Рози не дает внятных ответов на гуманитарные проблемы современной Европы, «Море в огне» не призывает к размышлению о судьбах мира. В кристальной простоте описываемых событий автор дает возможность лично почувствовать движение истории, осознать причастность к миссии жителей Лампедузы, и более того, к чернокожим скитальцам в их путешествии на край ночи.






КОММЕНТАРИИ 4
Наверное разберусь с Маликом (никак не досмотрю вторую половину "Рыцаря Кубков") и гляну вышеописанное. И наверное до вторжения иммигрантов. Быт простых средиземноморских рыбаков... Если с душой снято, то просто необходимо посмотреть.
Думаю, ничего не потеряете, если не досмотрите "Рыцаря Кубков") "Море в огне" кино совсем другого уровня, нечасто такую красоту в, хоть и мизерном, прокате можно увидеть
Вот я досмотрю, Кирилл, и скажу: стоило или нет. ...
Про Украину было что-то вроде "Зима в огне". И с оскаром они пролетели. Бесит эта псевдо-толерантность. Европа больше никому не нужна. Никто не хочет говорить о том, что они сами напросились.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер