НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

«Очень странные дела»: на плечах гигантов

Дмитрий Гнедич, 27 июля 2016, 19:12:56 3
Netflix пополнил свою линейку сериалов еще одним проектом — сладкой ретро-фантастикой «Очень странные дела». Проект казался «темной лошадкой» без больших звезд по обе стороны камеры, но за две недели после своего выхода наделал много шума в медиа и стал первым большим новым хитом летнего сезона.

Городок Хокинс — маленькая точка на карте спрятанного внутри Америки штата Индиана. Местному шерифу Джиму Хопперу (Дэвид Харбор) даже алкоголь и полный душевный раздрай (после смерти ребенка и развода) не мешают поддерживать благодать этого тихого места, где ничего не происходит. Из полусонного-полуразбитого состояния его вытаскивает мать-одиночка на грани нервного срыва Джойс Байерс (Вайнона Райдер). Женщина сообщает, что ее младший сын Уилл не вернулся домой вчера вечером после игры у друга в «Подземелья и драконы».

Тем временем странная бритоголовая девочка с тревожным взглядом забредает в придорожный ресторанчик, владелец которого сначала ее откармливает, а потом получает пулю от ворвавшихся «людей в черном» из расположенной на окраине городка секретной правительственной лаборатории. К этому моменту зритель уже знает, что в недрах учреждения случилось нечто страшное, заставляющее персонал спасаться бегством по темным коридорам, и что за Уиллом Байерсом пришло странное долговязое и длиннорукое создание.

Девочка ускользнет от убийц и наткнется в лесу на троицу маленьких нердов, которые отправились на поиски пропавшего друга Уилла. Майк (Финн Вулфхард), Дастин (Гатен Матараццо) и Лукас (Калеб МакЛафлин), окрыленные самой настоящей взрослой тайной, прячут ее в доме у Майка и скоро узнают, что девочка, которую они называют Одиннадцать (по татуировке числительного на руке) обладает сверхъестественным даром (как минимум телекинезом) и что-то знает об исчезновении Уилла.

«Очень странные дела» — сверхновый летний суперхит и первый большой успех сервиса Netflix в 2016 году. Критики взахлеб рассуждают о причинах успеха, сходясь во мнении, что дело в мощной инъекции раствора, главные ингредиенты которой — сладкая «восьмидесятническая» ностальгия и ДНК двух Стивенов — Спилберга и Кинга. Последний сам прорекламировал «Очень странные дела», поставив сериалу оценку «отлично» и наказав ни в коем случае не пропустить проект. К нему присоединился Гильермо дель Торо, нескромно обнаруживший в «Очень странных делах» следы не только Кинга, Спилберга и 1980-х, но и своего творчества. Чарт лучших сериалов всех времен на IMDb дает и вовсе феноменальный бал: среднестатистическая зрительская оценка у сериала пока выше, чем у «Настоящего детектива», «Фарго», «Твин Пикса» и хитов Netflix «Карточный домик» и «Нарки».

Такой однозначный восторг, действительно, проще всего объяснить ностальгией по романтической эпохе, когда поп-культура еще не знала постмодернизма, «Властелин колец» и «Хоббит» были книжками, а не голливудскими блокбастерами, спилберговский «Инопланетянин» переписывал книгу голливудских кассовых рекордов, «Кошмар на улице Вязов» не давал спать, а маэстро Кинг за какие-то шесть лет выпустил «Воспламеняющую взглядом», «Кладбище домашних животных», «Оно» и великий сборник повестей «Четыре сезона», где была история «Тело», превращенная в фильм 1986 года «Останься со мной», — одну из несущих балок «Очень странных дел».

Родословная сериала и вправду богата. Очевидные аллюзии на титанов Кинга и Спилберга подзвучены аутентичным гулом «карпентеровских» синтезаторов Korg. На стенах детских комнат висят плакаты «Нечто» и «Зловещих мертвецов», а их обитатели поминают Майкла Майерса и классические комиксы той поры. Только вся эта генеалогия не объясняет главного: как создателям — братьям-близнецам Даффер, Мэтту и Россу, до этого писавшим в «Сосны» — удалось на таких очевидных первоисточниках придумать самый трогательный сериал первой половины 2016 года. На ностальгию все не спишешь — Дафферы не открывают новую моду и не перепридумывают «горячий» тренд. Залог успеха находится слоем ниже.

У авторов сериала выходят невероятно обаятельные герои, на общение с которыми восьми серий сезона отчаянно мало. Все персонажи «Очень странных дел» четко делятся на три группы: троица пацанов, заставляющая вспомнить «кинговский» «Клуб неудачников» из «Оно», тинейджеры постарше, трансплантированные из картин Джона Хьюза, и взрослые — самые несчастные и уязвимые люди этой истории, глядя на которых вспоминаются «Оставленные» и отчего-то Дэвид Линч, за которого здесь отвечает несколько размытый персонаж Мэттью Модина.

Такой поколенческий слоеный пирог нужен Даффером для того, чтобы пояснить, как меняется отношение к чуду по мере удаления человека от своего детства. Потому младшие герои не только принимают любое, даже самое странное дело, как вызов реальности и руководство к действию, а взрослые в тех же условиях сомневаются в своей и чужой вменяемости и вынуждены волочить за собой ржавые якоря своих биографий и профобязанностей.

Эти самые дети — главный движок сериала, то, без чего он бы никогда не случился и не получился. Сколько бы раз монстры из «изнанки» нашего мира не выползали на охоту в сонный Хокинс, а правительственные агенты не творили свои темные дела — сверхъестественная компонента получается довольно «мутной» и тоже держится на юной актрисе — феноменальной Милли Бобби Браун, играющую Одиннадцатую.

Дафферы, вообще, много блефуют в сюжете, но делают это с позиции силы, зная, что каждый неловкий сверхъестественный трюк искупит любая сцена с участием трех пацанов и Одиннадцатой. Хорошо это или плохо — вопрос открытый. Упертые сай-фай-гики наверняка без труда разнесут эту шаткую конструкцию и тихо заскучают. Но те, кто сможет вовремя нащупать пульс сериала (поверьте, это несложно — должно хватить первого эпизода), получат красивую историю взросления. И совсем не обязательно при этом знать столько о поп-культуре восьмидесятых, сколько знают братья Даффер.






другие Был бы повод

«Защитники» помогают Netflix реабилитироваться после провала «Железного кулака», но и до высот лучших эпизодов других сериалов Marvel не дотягивают. Михаил Моркин объясняет, почему не спасает даже Сигурни Уивер

Кирилл Горячок рассказывает о третьей в этом году экранизации Стивена Кинга – детективном сериале «Мистер Мерседес», в котором бывший детектив в исполнении Брендана Глисона ловит маньяка.

Кирилл Горячок рассказывает о новом сериале братьев Дюпласс «Комната 104», с которым не зазорно скоротать время между эпизодами «Твин Пикса».

КОММЕНТАРИИ 3
Согласен, Четыре Сезона от Стивена Кинга - действительно гениальное творение. Мне даже кажется, что Кинг сам этого не понял, пока не сняли культовый фильм по одному из рассказов этой книги. Я понятия не имел, что этот телефильм существует, но прочитав рецензию сразу захотелось посмотреть. Ну что, будем посмотреть обязательно, в надежде, что это что то гениальное, что может погрузить в мир приключений для любителей жанра.
Залог успеха находится слоем ниже. ...Автор искал очень въедливо, это видно, но по мне, он так и не докопался. .
Саундтреки тоже интересные.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер