НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Капитан Фантастик»

Дмитрий Молчанов, 11 августа 2016, 16:58:42 7
В скромный прокат выходит очередное инди — «Капитан Фантастик», лента начинающего режиссера Мэтта Росса с Виго Мортенсеном в роли бородатого и многодетного хиппи. Насколько удалось актеру выдержать заявленную бескомпромиссность — оценил Дмитрий Молчанов.

Бен (Вигго Мортенсен с бородой) и его жена Лесли (Трин Миллер) живут и воспитывают шестерых детей в лесной глуши: добровольные затворники занимаются натуральным хозяйством, промышляют охотой и лазают по местным скалам. Попутно детишки осваивают древние навыки выживания — от приемов рукопашного боя до курсов кройки и шитья. Понятное дело, в школу никто не ходит: Бен занимается образованием потомства самостоятельно и довольно успешно — правда, согласно собственным убеждениям, с левым уклоном. Делать это он вынужден в одиночку, поскольку Лесли угодила в психиатрическую лечебницу. Как оказалось, для лечения биполярного аффективного расстройства, отягощенного склонностью к суициду, свежего лесного воздуха и песен у костра недостаточно. Вскоре Бен узнает, что жена все-таки наложила на себя руки, и ее отец (Фрэнк Ланджелла) не горит желанием видеть «хиппанутого» зятя на похоронах. Более того, тесть намерен похоронить буддистку Лесли по христианскому обряду, и Бен, несмотря на все запреты, все-таки загружается с детишками в собственный автобус и отправляется в дальний путь.

«Капитан Фантастик» легко вписывается в популярный подвид американского инди, который условно можно обозначить формулировкой «семейка с приветом», но начинающий режиссер Мэтт Росс, вчерашний актер третьего ряда, явно хочет большего. Тут и намек на то, что в регламентированном современном обществе (разумеется, насквозь потребительском и карикатурно отталкивающем) воспитание детей трансформировалось в конвейерное производство легко управляемого электората. И горькое сожаление о наивности и несостоятельности тех форм свободомыслия, которые благополучно разбились о быт еще в далекие 1970-е. И утопическая попытка соорудить жизнеспособный симбиоз внешнего конформизма и внутреннего бунта. Что самое забавное, это именно та сделка, на которую в итоге пошел и сам Росс в своей ленте.

Мир первой половины ленты «Капитан Фантастик», собственно, и есть маленькая дикая утопия, где, например, отец может без стыдливых анекдотических метафор объяснить 8-летней дочери, что такое половой акт. Здешние детишки посвящают уйму времени не видеоиграм, а чтению (в кадр угодили «Братья Карамазовы», «Миддлмарч», «Лолита» и комикс «Маус»). А взросление тинейджера, у которого главный саундтрек жизни — не R&B или калифорнийский поп-панк, а вариации Гольдберга в исполнении Гленна Гульда, обозначается не интересом к модным шмоткам и пропаданием в соцсетях, а переходом от троцкизма к маоизму (да, с юмором тут все более-менее в порядке). Само собой, вся эта причудливая идиллия ни черта не стоит без социализации, и тут-то Росс и заходит в некоторый тупик. Меняя вектор, он с тем же (если не с еще большим) рвением, с которым гнобил общество потребления, набрасывается на эскапизм Бена и принимается подталкивать своего героя, а заодно и себя самого, к компромиссным решениям.

В попытке организовать ситуацию, в которой и волки оказались бы сыты, и овцы целы, Росс начинает притягивать за уши одну «примиряющую» сцену за другой. Конфликт, который мог бы разгореться до зашкаливающей температуры действительно важного высказывания, вдруг упаковывается в характерное для американского инди травоядное драмеди: в ход идут настолько очевидные и прямолинейные метафоры, что, когда Бен сбривает бороду, становится окончательно ясно, что все потеряно не только для него, но и для зрителя, рассчитывавшего на небанальную историю.

Впрочем, если закрыть глаза на упущенные возможности (что, видимо, и сделало жюри каннского «Особого взгляда», выдав картине приз за режиссуру), то «Капитан Фантастик» запросто может показаться симпатичным и блестяще разыгранным кино — уж если Росс где-то и промахнулся, то с актерским ансамблем во главе с харизматичным Мортенсеном попал в яблочко.






КОММЕНТАРИИ 7
Молчанов, так много написано против, а последний абзац за, как-то сбивчиво. Надо смотреть, Мортенсен всё-таки.
Вобщем зрителя ждет необычное, оригинальное и смелое кино, которое после середины все-таки прогнется к похлопываниям по плечу, примирениям и прочим "все будет хорошо". А жаль, зачин был отменный. ... И все же посмотрим из-за таки необычного сюжета и Вигго. ... Спасибо за рецензию ! PS: Кстати конкуренты с ФИльм ру были к фильму благосклоннее Дмитрия.
у меня тоже очень яркие эмоции, связанные с "Фантастиком". Но упустить из виду схожие по заходу "Клык" и "Балладу о Джеке и Роуз" я не смог: Тема, которая является сюжетообразующей в «Капитане Фантастике», не нова для современного кинематографа. В 2005 году Ребекка Миллер уже высказала свою точку зрения фильмом «Баллада о Джеке и Роуз», а четыре года спустя Йоргос Лантимос возвёл тему в абсолют, сняв обласканный критиками «Клык». Мэтт Росс натягивает струны трагизма, как Миллер, но не отпускает их. Он также позволяет себе идти на компромиссы там, где Лантимос шёл напролом. Режиссёр решает отказаться от искусственного усиления сюжета за счёт трагизма или излишнего утопизма. То, что его интересует, происходит прямо здесь и сейчас. То, что остаётся за кадром, не значит почти ничего. Рассказывая историю своих героев, Росс всегда держит в уме баланс. Не будет преувеличением мнение, что именно благодаря балансу фильм получается настолько цельным и интересным. Серьёзные моменты идут вперемешку с действительно забавными. Однако забавны они, в первую очередь, для зрителя. Если задуматься, для героев большинство сцен — это столкновение наивности с миром, встреча теории с практикой. Что касается Вигго Мортенсена, то он в этом фильме получил от режиссёра полный сarte blanche. Получил и использовал свой актёрский диапазон на всю глубину. Его герой не стесняется ни в объяснении полового акта малолетней дочери, ни в выходе на люди нагишом. Такого же принципа неприкрытой честности придерживается и режиссёр на протяжении всего повествования. Когда же приходит время показать зрителю, что у любой медали есть обратная сторона, он не медлит и ничего не скрывает. И такая откровенность, безусловно, подкупает.
Согласен с рецензией. Даже если изначально фильм был задуман интересно, то все повествование разбивается в типичный шаблонный сценарий, не способный дать настоящую пищу к размышлению. Так уж повелось в Америке, где даже независимые сценарии в большинстве не способны дать что то большее в развитии идей. Я пойду еще дальше, и скажу, что психическое заболевание и смерть жены здесь абсолютно ненужные. Это просто еще один сценарист, который вообразил, что чем больше дешевых приемов из мыльной оперы - тем больше эмоций будет у зрителя. Это еще один закос американской псевдо-интелигенции под что то умное, но все равно скроенное под быдло.
последняя мысль очень)
в корне не согласен с рецензией, ну разве что кроме последнего абзаца. нету здесь "

притягивания за уши одной «примиряющую» сценой за другой

", но есть внутренний конфликт ГГ - а действительно ли он прав? а может он действительно обрекает своих детей на несчастье? а может все вокруг правы, а он пошел на поводу у своей сумасшедшей жены и всё это было жуткой ошибкой? вот что увидел я. и то, насколько тяжело ему далось такое решение.
а компромисс в концовке фильма - результат внутреннего переосмысления подхода к воспитанию детей. Герой Мортенсена соглашается, что социум со всеми своими пороками и недостатками никуда не денется, и нельзя отрывать от него детей всецело, превращая в дикарей.
Искренний, яркий, ЖИВОЙ и поучительный фильмец. Именно живой, самое подходящее определение. А всё остальное - "это была прекрасная ошибка"!)

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер