НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Любовь и пингвины»

Дмитрий Гнедич, 30 сентября 2016, 11:31:55
В российском прокате выходит свежее французское кино «Любовь и пингвины» с Гийомом Канэ и Шарлоттой Ле Бон в главных ролях. Дмитрий Гнедич обнаружил, что за милым названием и прикрепленным к фильму ярлычку «романтическая комедия», спрятано неожиданное киновысказывание поклонницы Гондри и Шейнберга.

Профессор Фредерик Киньяр (Гийом Канэ) изучает действие PPM — так называемого «белка стресса», который делает пингвинов неуязвимыми для любых заболеваний. На кону — сверхиммунитет для всего человечества. Но исследование буксует. Опыты на мышах не приносят результата, американцы опережают на полкорпуса: со следующего месяца за океаном к исследованиям начнут привлекать людей, что французским законодательством строго запрещено. У Киньяра три недели на научный прорыв, иначе лабораторию закроют, а гарантированная Нобелевская премия уплывет к ненавистным конкурентам.

Узнав о неминуемом крахе программы, лаборантка Кристофин (Шарлотта Ле Бон) вкладывает себе раствор из PPM и заявляет профессору, что готова на все ради науки. Киньяр пока не подозревает, что безумный поступок девушки, тихой лабораторной «мышки», чье имя не может запомнить никто из коллег, продиктован не самопожертвованием ради высокой цели, а личной симпатией к нему. Кристофин безответно влюблена в сухаря-профессора, по самую макушку погруженного в мысли о науке и маячащей на горизонте «нобелевке».

Француженка Мари Мадинье — новичок в большом кино. В своем дебюте она берется за сюжет об ответственности науки за свои открытия. Разговор со зрителем на эту тему велся ни один десяток раз и предугадать до начала просмотра, куда вырулит Мадинье, совершенно невозможно. Вспоминаются не только канонический «Франкенштейн», наш «Человек-амфибия» или краткий философский трактат «Из машины», но также целый субжанр фильмов ужасов и, конечно, Мишель Гондри с его сиволапой сатирой «Звериная натура». Соотечественника-штукаря Мари называет одним из своих главных идейных вдохновителей, что, впрочем, никак не сказывается на ее детище. Ради собственной безопасности француженка не пытается конкурировать с Гондри в визуализации своих фантазий и тем более не лезет в философские дебри поднимаемой проблематики.

«Любовь и пингвины» — маленький (всего на 80 минут с учетом титров) неамбициозный этюд в обертке романтической комедии. Жанровая компонента весьма условна: смешить зрителя Мадинье, определенно, не собирается. Куда больше ее интересует странная лав-стори ученого и его самоотверженной подопытной «мышки». Немногочисленные гэги, по правде говоря, довольно неуклюжие, и общая интеллигентная ирония, дающаяся автору значительно лучше, иссякают ровно через час. Освободившись от жанровых оков, режиссер расправляет крылья и дорассказывает свою историю, кажется, так, как ее и следовало трактовать с самого начала. Да, крылья оказываются немного непривычные — пингвиньи, не совсем декоративные, но и не взлетишь. Однако на месте, где только что автор пытался выжать более-менее обывательские чувства, проступает совсем другой посыл, ради которого, надо полагать, и затевался «Любовь и пингвины».

Неслучайно через запятую с Гондри, Мари Мадинье признается в любви к великому фильму «Секретарша», тоже той еще романтической комедии. Там, где только что еще теплилась надежда получить нечто милое женское (хотя нет сомнений, что образ пингвинов в современной поп-культуре отрефлексирован не до конца, при том, что мимимишности в них не многим меньше, чем в котиках), проступает вполне себе рассудочное кино с антифеминистским посылом о том, что женская сила — в слабости. Хочешь влюбить в себя мужчину — подчинись, стань объектом его исследования, полигоном для его истинных талантов.

Некоторую искусственность всей конструкции, обманывающей ожидания тех, кто вдруг собрался сходить на ромком, «Любовь и пингвины» искупают прекрасными актерскими работами. Неожиданный Гийом Канэ играет зашоренного ученого перпендикулярно своему мачистскому амплуа. Шарлотта Ле Бон кажется единственно правильным выбором на роль робкой женщины-пингвина. Прекрасные же Анн Ле Ни и Патрик д’Асумсао на втором плане не без блеска отрабатывают обязательную программу в традиции национальной комедии, благодаря чему ленту все-таки следует считать комедией.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер