НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Я, Дэниел Блэйк»

Кирилл Горячок, 26 октября 2016, 16:30:52 4
До скромного российского проката, наконец, добрался победитель Канн этого года — драма Кена Лоуча « Я, Дэниел Блэйк». Лента также открывает Фестиваль нового британского кино, который сегодня стартует в Москве и дальше по всей России. За перипетиями британского пенсионера следил Кирилл Горячок.

Одинокий вдовец Дэниел Блэйк ( Дэйв Джонс) больше 40 лет проработал на лесопилке в Ньюкасле. Но после тяжелого сердечного приступа, настигшего его прямо на рабочем месте, плотнику запретили возвращаться к работе. Чтобы свести концы с концами, Блэйк обращается к государству — по закону ему полагается достойная пенсия. Но госучреждения внезапно объявляют старика здоровым и отправляют искать работу. Блэйк желает опровергнуть решение государства и подает апелляцию, все его документы в порядке, заключение врача говорит само за себя. Но на каждом шагу бюрократической лестницы плотник сталкивается с новыми и все более нелепыми трудностями.

Дэниел Блэйк вполне мог быть героем любого фильма английского классика Кена Лоуча. На протяжении многих лет британец воплощает на экране личные переживания о социальной несправедливости, лежащей в основе устройства государственной системы. Но в отличие от многих героев Лоуча, борющихся за свои права, Блэйк — лишь честный гражданин, который в эту систему не вписывается. Большую часть своей жизни плотник и вовсе не сталкивался с государством, и его искренне удивляет то, что оказание госуслуг сегодня полностью автоматизировано. Опытный в обращении с деревом, Блэйк с трудом представляет, как держать в руках компьютерную мышь.

В « Я, Дэниел Блэйк» Лоуч сторонится свойственной ему диалектики классовой борьбы. В фильме капитализм, представителями которого являются госструктуры, вовсе не абсолютное зло. Чиновники попросту не виноваты в том, что мир так устроен, они лишь выполняют свои обязанности. Более того, многие, наоборот, идут на встречу нуждающимся. В абсурдной несправедливости повинно социальное устройство «справедливого» государства, в котором граждане не способны найти понимание и помощь. В этом и состоит трагизм картины Лоуча, а за ней, по его мнению, европейской цивилизации вообще.

Режиссер вкладывает в уста своего героя вопрос, который и станет определяющим мотивом фильма: «Что убивает человека чаще: кокос или акула?». По Лоучу, люди гибнут вовсе не по тем причинам, по которым, казалось, должны. На нас попросту сваливаются кокосы, которые само общество развесило у нас над головами. Блэйк не собирается с этим мириться, но все, что он может противопоставить абсурдной системе — гордость и самоуважение.

Путешествие героя по бюрократическим инстанциям Лоуч изображает с максимальной реалистичностью. Здесь нет кафкианской клаустрофобии или абсурдных диалогов в духе румынской «новой волны». «Я, Дэниел Блэйк», скорее, наследует строгую эстетику итальянского неореализма: актеры фильма, в том числе, исполнитель главной роли Дэйв Джонс — непрофессионалы, а сценарий, написанный Полом Лаверти, целиком состоит из историй людей, попавших в похожую ситуацию.

Впрочем, такое сближение фильма с реальностью мешает ему стать по-настоящему трагичным — «Я, Дэниел Блейк», к сожалению, слишком понятен и за спиной сюрпризов не прячет. Но, в отличие от большинства социальных драм, ему удается держаться на нужной дистанции и избегать плакатности.

Кен Лоуч акцентирует внимание вовсе не на борьбе за права, а на парадоксе социального устройства. Гражданское самосознание и искренняя злоба англичан по отношению к несправедливости оживают через лишнего человека, кем и является Блэйк. Его подвиг и святая простота (недаром, что плотник) выглядят чем-то выдающимся, хотя лишь транслируют то, на чем современное европейское государство должно быть основано. Общество, по мнению Лоуча, старается вытеснить таких как Блэйк, а не прислушаться к ним. И именно в пробуждении гражданского самосознания и кроется гуманистический посыл английского классика.






КОММЕНТАРИИ 4
На 7-м Одесском международном кинофесте в предпоследний день мероприятия (22 июля) показ фильма представляла постоянный продюсер Кена Лоуча Ребекка О'Брайен. И не зря, т.к. после просмотра весь зал (!) громко аплодировал. Фильм достойный и правильный, такие соцнепонятки не только в глубинке Англии, такие противоречия по всему миру. И Лоучу, на 80-м году жизни получившем 2-ю Пальму в Каннах за этот фильм, уважительное "Браво".
P.s. Фото зачёт.
Во первых здравствуйте, КИрилл ! ВО вторых снова хорошая рецензия на Лоуча (смотреть не буду, как и многие часто сталкиваюсь с государственными бездушными терминаторами-бюрократами, так что как-нибудь без Лоуча...0, но рецензия - good. ... И в третьих только что досмотрел "Аферу под прикрытием" с Крэнстоном (про внедренного копа в финансовую машину Эскобара.), и после перечел вашу рецензию.
Ну что сказать ? ... Вы очень четко подметили шаблонность многих персонажей и сцен, шустрый монтаж... Но в целом кино мне понравилось.
Да, там нет зубриловки легенды как у Ньюндайка в "Бешеных псах", да и внутренней трагедии Донни Браско. "Мы хорошие, а они бандюки. Все равно сдадим всех, потому что такая работа." - такой простейший принцип, без нюансов, почти у всех протагонистов "Аферы". И отдельно стоит отметить сценариста, который юмором часто успешно отвлекает от конвейерного повествования., и великолепных Легуизамо, а также зэка, которого глав.герой вытащил из-за решетки себе в бодигарды. ... PS: В общем по некоторым пунктам с вами можно согласиться, по некоторым - нет. Кино не эпохальное, но самое то на холодный осенний вечерок.
Спасибо! Лоуча все же советую) Английская бюрократия, мягко говоря, сильно отличается от нашей, да и английский колорит очень яркий. Но дело ваше)
А "Афера" на вечерок, конечно, сгодится. Просто, я ждал от нее крепкого триллера, а получилось совсем пусто, хотя актеры, конечно, спасают - это правда. Что не согласны - так и должно быть, для того рецензии и пишутся )
Ну раз вы уверяете, найдем вечерок чтоб сравнить наше: "дайте справку, что получили справку !" с бюрократией родины Шекспира.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер