НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Расплата»

Кирилл Горячок, 28 октября 2016, 00:14:48 9
Бен Аффлек в образе киллера и по совместительству гениального аутиста в Америке сорвал банк: в премьерный уикэнд на родине «Расплата» собрала 25 миллионов долларов. Так ли хороша эта лента, как кажется на первый взгляд, поразмышлял Кирилл Горячок.

Бухгалтер-аудитор Кристиан Вольф (Бен Аффлек) родился с аутизмом. Узнав о диагнозе сына, мать покинула семью, а отец решил сделать из мальчика настоящего мужчину и подготовить его к взрослой жизни путем тяжелых тренировок. Теперь Вольф работает на самые крупные криминальные организации мира, ведет их счета и указывает на «утечки». Однажды Министерство финансов во главе с Рэем Кингом (Дж. К. Симмонс) выходит на след аудитора. Чтобы не вызвать подозрений, Вольф решает предложить свои услуги ведущему центру робототехники, где молодая бухгалтерша Дана (Анна Кендрик) выявила странные нестыковки в отчетах о доходах компании. Но легальный бизнес оказывается не менее опасным, чем преступный.

История об аутичном бухгалтере, за которым скрывается профессиональный убийца и математический гений, как ни странно, оригинальна и не основана ни на детективных бестселлерах, ни на комиксах. Идея сделать из «Человека дождя» закрученный триллер в духе «Борна» определенно имела свой потенциал, да и писалась явно с расчетом на сиквел. Режиссер Гэвин О’Коннор умеет ставить отличные жанровые картины («Воин» и «Гордость и слава») при поддержке хорошего сценариста. Но, как и в случае с недавней «Джейн берет ружье», в «Расплате» все начинает трещать по швам именно по вине плохого сценария.

Картина многим обязана актерскому составу, и прежде всего Бену Аффлеку, уже игравшему в фильме с похожим названием («Час расплаты»). Актер иронично подошел к новой роли, его герой выглядит ярко и однозначно является главным достоинством «Расплаты».

Все начинается с традиционного супергеройского пролога. Отец Вольфа убеждает сына в его исключительности, управлять которой мальчику предстоит научиться. Возмужавший Кристиан — педантичный и аккуратный математик, любитель живописи и стрельбы по мишеням. Приступая к очередным подсчетам, он тихонько потирает руки, а чуть что идет не по плану — принимает беспомощный вид и читает вслух детскую считалочку. У Вольфа есть и свой кодекс чести, но единственным его пунктом, похоже, является незамедлительная месть обидчикам.

Поддержку Аффлеку в «Расплате» оказывает отличный актерский состав: невротичная Кендрик, старый добрый Симмонс и даже Джон Литгоу в роли алчного руководителя корпорации. Но стоит признать, что большую часть фильма они заняты исключительно разъяснением друг другу действий Вольфа и его психических особенностей. Почти получасовая сцена монолога-воспоминания героя Симмонса не только вызывает скуку, но и не двигает сюжет ни на йоту.

Вследствие огромного количества ненужных сцен и персонажей «Расплата» сильно теряет не только в цельности и ритме, но и в главном — в саспенсе. Осознав на полпути, что главный сюжетный твист фильма неприкрыто торчит из всех щелей, О’Коннор решил обрубить намеченные коллизии и превратить все в комедийный фарс. По части юмора «Расплата», к слову, преуспела гораздо больше, чем на ниве экшена. Боевые сцены и драки выглядят неловко из-за постоянно трясущейся камеры, да и злодеи, с которыми предстоит столкнуться Аффлеку, не блещут харизмой и умом.

«Расплату» могла бы спасти известная доля провокационности, которую заранее содержит сюжет об аутизме (недаром сценарий фильма долгое время пребывал в «черных списках»). Но О’Коннору не хватило смелости или фантазии раскрыть тему оригинально. Хотелось бы увидеть, как с таким материалом мог бы справиться, например, Брайан де Пальма.

Но проблемой О’Коннора стало даже не режиссерское чутье, которое в этот раз его подвело. Он, очевидно, не вполне понимал, то ли он снимает забавный exploitation о мести киллера-аутиста, то ли морализаторскую драму о равенстве и исключительных способностях детей с отклонениями. «Расплата» напоминает карточный домик, готовый в любую минуту рассыпаться от огромного количества ненужных карт, собранных из разных колод. Впрочем, если забыть обо всех формальных ошибках, О’Коннор, пожалуй, снял единственный в своем роде мейнстримовый боевик об аутизме, да еще и с грустным Беном Аффлеком в главной роли, что само по себе заслуживает внимания.






другие Рецензии

Кирилл Горячок посмотрел байопик Дж. Д. Сэлинджера «За пропастью во ржи» и считает, что его создатели не справились со сложным материалом. 

Дмитрий Молчанов посмотрел веселый хоррор Кристофера Лэндона и считает, что идея скрестить слэшер с «Днем сурка» настолько хороша, что на мелкие (и не очень) недостатки фильма можно — и нужно — закрыть глаза.

В прокат выходит новый фильм Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды». Евгения Иванилова разобрала для «Киномании» темы, которые поднимает культовый финн.

КОММЕНТАРИИ 9
Абзац №6: Вследствие огромного количествА..
Спасибо, поправили)
Нормальная рецензия. Даже нормальная фото автора есть. Киномания поднимается?
>Бену Аффлеку, уже игравшему в фильме с похожим названием («Час расплаты»)
Если задуматься, у названий Paychek и The Accountant совершенно ничего схожего, поэтому этот абзац лишний.
пара слов от меня: Когда на стадии промо-кампании фильма сообщается, что сценарий к нему долгое время находился в списке лучших нереализованных, это автоматически завышает ожидания. Что касается Бена Аффлека – в большинстве случаев он не прогадывает с проектами. Единственный вопрос был к режиссёру, который снял прекрасного во всех отношениях «Воина», но вызвал много сомнений, выпустив вестерн с Натали Портман. Через полчаса после начала фильма вопросы отпадают. Бен Аффлек полностью погрузился в образ героя «не от мира сего»: молчаливый, странный, подчинённый цифрам и логике. «Мистер харизма» Джон Бернтал тоже сверкает своей фирменной улыбкой, которая идёт вкупе с безумно-ледяным взглядом. А Джон Литгоу уже всем всё давно доказал. Гэвин О’Коннор прекрасно понимает, что за актёры у него в обойме, поэтому демонстрирует грани каждого из них, не забывая при этом и про жанровые особенности: экшен, юмор, даже (больше условная) любовная линия. Кому после просмотра хочется задать несколько вопросов, так это сценаристу. Ведь история могла получиться куда более острой и животрепещущей, если бы сюжет не развивался согласно канонам мейнстрима. У изначальной концепции были все шансы встать рядом с такими шедеврами, как «Человек дождя» или «Форрест Гамп». Но сценарист решил двигаться не вглубь, а вширь. А на «нет» и суда нет, как говорится. Так что на выходе (всего лишь) качественный мейнстрим, который приятен во время просмотра и не забывается через пять минут после выхода из кинозала. А Гэвин О’Коннор доказал, что «Джейн берёт ружьё» был лишь досадным недоразумением.
Бен Аффлек тут супер! Впрочем как и везде!
...хм...
С рецензией ознакомлюсь после просмотра, вдруг и здесь спойлеры как
дочка Ричера
.
Отличный фильм во всех отношениях, второе дыхание Бена удивляет с каждым годом. Чёткий, вразумительный, как бухотчёт, и эффектный фильм. После этого уже и не скажешь точно, кто из пожизненных друзей круче, - беззаботный математик Уилл Хантинг или расчётливый и скрытный матгений Кристиан Вульф.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер