НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Молчание»

Кирилл Горячок, 2 февраля 2017, 13:45:06 8
Трехчасовую ленту о поиске веры уже называют главной работой в карьере Мартина Скорсезе. За что — рассуждает Кирилл Горячок.

В начале XVII века католический орден иезуитов направил своих миссионеров в Японию для распространения там истиной веры. Но японское правительство негативно отнеслось к западному вмешательству в их культуру и традиции: христианство было объявлено незаконным, а исповедующих эту религию было приказано жестоко казнить. Рискуя своей жизнью, двое молодых священников Родригес (Эндрю Гарфилд) и Гарупе (Адам Драйвер) отправляются на поиски своего наставника падре Феррейра (Лиам Нисон), по слухам, отрекшегося от веры и принявшего буддизм. В дебрях Страны восходящего солнца проводником двух иезуитов становится лжец и пьяница Кичиджиро (Еске Кубодзука), который открывает перед ними несчастную долю японских христиан, молящихся втайне от старшего инквизитора Иноуэ (Иссей Огата).

Мартин Скорсезе мечтал экранизировать знаменитый роман японского писателя Сюсаку Эндо с 1988 года. По словам режиссера, в трагической истории католической миссии в Японию он увидел все те вопросы мироздания, которыми был взволнован на протяжении всей жизни. Больше 20 лет потребовалось Скорсезе, чтобы осуществить столь амбициозный и личный проект. «Молчание» вплотную подходит к самым болезненным темам христианства и встает в один ряд с лучшими религиозными фильмами благодаря философской силе романа-первоисточника, а также глубокой вовлеченности самого режиссера. Оставаясь верным событиям книги, Скорсезе нащупывает индивидуальный путь, фактически исследуя собственные взаимоотношения с религией и церковью.
«Молчание» не похоже ни на один фильм режиссера, но одновременно он и самый «скорсезовский». Тема вины и искупительного страдания нередко выступала в центре его сюжетов, но именно перенеся место действия в экзотические леса Японии, автор раскрывает всю ее сложность и неоднозначность.

Поиски молодыми иезуитами своего наставника довольно быстро отходят на второй план перед поисками истины. Причалив к берегам Японии, Родригес поражается самоотверженной вере местных христиан, которые хоть и не понимают до конца таинств и догм, но готовы пойти на мученическую смерть, лишь бы не предать божественных заповедей. Сами священники не боятся пострадать за веру, вдохновляясь примерами святых, но оказываются совсем не готовыми стать свидетелями и виновниками жестоких страданий своей паствы.

Родригес проникается сомнениями, почему учение о прощении и любви ведет к насилию и жестокости? Как перед святым Антонием, перед лицом священника открываются все противоречия его веры: от страдания невинных до абсурдности христианской миссии вообще. Кульминацией духовных переживаний Родригеса становится встреча с падре Феррейро, отречение которого сильнее всего ранит его душу.

Духовный путь Родригеса режиссер рисует с поразительной сдержанностью, он полностью отказывается от музыкального сопровождения и кровавого натурализма. Скорсезе ценнее выстроить глубоко интимную связь со своим героем, добиться эмоционального напряжения через чисто духовное переживание вопросов, с которыми сталкивается каждый из нас.

Из всех персонажей, созданных Скорсезе, герои «Молчания», пожалуй, являются одними из самых сложных и противоречивых. Фильм не проводит четких границ между добром и злом, каждый, даже палач-инквизитор, по-своему прав и вызывает сочувствие. Во многом, добиться такого эффекта помогает великолепно подобранный актерский состав. Эндрю Гарфилд достигает пределов своих возможностей, мало вероятно, что когда-нибудь ему выпадет шанс исполнить роль такого масштаба и сложности, после которой даже его Десмонд Досс из «По соображениям совести» выглядит неестественно. То же касается и Адама Драйвера, переживающего не меньший пик актерской карьеры. В «Молчании» он берет в первую очередь своей пластической выразительностью и неподражаемым голосом. Лиаму Нисону будет отведено не так много времени на экране, но их совместные с Гарфилдом сцены, пожалуй, являются одними из самых пронзительных во всей фильмографии Скорсезе.

При всей сложности и противоречивости избранной темы «Молчание», тем не менее, остается понятным каждому. Скорсезе снял по-настоящему честный и трогательный фильм о вере и религии, отсылающий к лучшим работам Робера Брессона и Карла Дрейера. «Молчание», безусловно, этапный и один из важнейших во всем творчестве режиссера фильм, благодаря которому иначе смотрятся все другие его работы. Некогда чуть ли не отлученный от церкви после «Последнего искушения Христа», режиссер снял фильм о молчании и вечных сомнениях, которые, кажутся более праведными, нежели суровый аскетизм и фанатичное служение догмам.






КОММЕНТАРИИ 8
спасибо. прям зачитался. вспомнилась великая "Миссия".
Интересно, почему нет сравнения скорсезевского римейка с первым фильмом от Синоды?
Вроде как рецензенты часто сравнивают первый (оригинальный) фильм и последующие пересъемки...

Интересно, почему нет сравнения скорсезевского римейка с первым фильмом от Синоды?
Вроде как рецензенты часто сравнивают первый (оригинальный) фильм и последующие пересъемки...


Закройте сайт, на котором это прочитали, и больше никогда туда не заходите. Перечитайте лучше рецензию. Черным по белому написано, что фильм — экранизация книги.
Какой ещё сайт?! Чего прочитала???
И вообще-то первый фильм 1971 года - тоже экранизация (той же книги, естественно). Очень эмоциональный, чудесно снятый...
Не сравнивал именно по той причине, что после соответствующий статьи на Кинопоиске все рецензенты взялись за это. Я его смотрел и Скорсезовский мне показался интереснее, да и у самого Синоды предпочитаю другие работы. Фильмы похожи по стилю и верности книге, но Скорсезе ищет и находит выход в финале, который отличается от японского фильма более чем всем.
"отсылающий к лучшим работам Робера Брессона и Карла Дрейера" Кирилл, серьезно? Вы так больше не шутите.
Ух! "Молчание" заинтриговал меня еще с момента выхода первого кадра год назад. Однозначно смотреть!
Очень достойный фильм, после этого придётся в себе не раз покопаться.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер