НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

10 фильмов Дэнни Бойла

Кирилл Горячок, 9 февраля 2017, 17:06:48 13

В Москве прошла ретроспектива работ Дэнни Бойла, приуроченная к премьере его новой работы, «Т2: Трейнспоттинг». Для тех, кому не удалось посмотреть фильмографию режиссера на большом экране, мы отобрали его 10 лучших работ.

Неглубокая могила / Shallow Grave

1994

Дебютный фильм Бойла «Неглубокая могила» в свое время сравнивали с вышедшим в тот же год «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино, хотя он, скорее, заслуживает сравнения с первой работой братьев Коэн «Просто кровь». В любом случае, дебют англичанина стал сенсацией и отлично вписался в ряд картин «новой волны» мирового кинематографа. «Неглубокую могилу» часто называют лучшим фильмом Бойла. Того же мнения, кстати, придерживается и отец режиссера, который при ознакомлении с очередной работой сына выносит неизменный вердикт: «Хорошо, но не так хорошо как «Неглубокая могила». Своим успехом фильм обязан, прежде всего, актерам и их ярким образам. Трое циничных друзей обнаруживают труп своего нового сожителя, рядом с которым лежит полный деньгами чемодан. Черный юмор, много крови, наркотики и большой куш — все это, так или иначе, найдет воплощение в разных фильмах Бойла. Но «Неглубокая могила» сумела использовать все эти атрибуты с необыкновенной смелостью и юмором. Кроме того, фильм стал дебютом и для Юэна МакГрегора, который вскоре покажет высший класс уже в следующем фильме Бойла «На игле».

На игле / Trainspotting

1996

Экранизация одноименного романа Ирвина Уэлша стала объектом настоящего культа во всем мире, включая Россию, и нередко возглавляет списки лучших британских фильмов всех времен. История похождений Рентона (Юэн МакГрегор) и его друзей-наркоманов отличается необыкновенной выразительностью и стилем, духом искренней свободы и протеста против всяких правил. Кроме того, «На игле» очень тонко передает атмосферу и драматизм романа-первоисточника, в частности радикальную смену эпох, в которой героин и один из его ярчайших символов Игги Поп давно вышли из моды. Немалую роль в популярности картины сыграл саундтрек, включающий как музыку ушедших 70-х, так и брит-поп. Фильм стал знаковым фильмом для каждого из главных актеров, и по своему предопределил будущую карьеру каждого: из них лишь Юэна МакГрегора ждал мировой успех. «На игле», наравне с «Криминальным чтивом», навсегда останется главным фильмом 90-х, вобрав в себя все самое лучшее и противоречивое, что было в той эпохе.

Пляж / The Beach

2000

Фильм снят на основе одноименного романа англичанина Алекса Гарленда, ставшего в 1996 году бестселлером. «Пляж»  — во многом этапный для Бойла фильм: здесь режиссер отходит от постмодернистского смешения жанров в пользу последовательной истории. Кроме того, с данной экранизации начинается плодотворное сотрудничество Бойла с Гарлендом: вместе они напишут сценарии также к картинам «28 дней спустя» и «Пекло». Изначально режиссер писал роль главного героя Ричарда, отправившегося с двумя друзьями на поиски Рая на затерянном острове где-то в Таиланде, для Юэна МакГрегора. Но продюсеры решили, что гораздо лучше в этой роли будет выглядеть Леонардо ДиКаприо. В результате, МакГрегор так сильно обиделся на Бойла, что они не разговаривали больше 10 лет. Впрочем, для ДиКаприо «Пляж» тоже не стал удачей, за эту роль он отхватил «Золотую малину». Но спустя почти 20 лет фильм по-прежнему радует глаз прекрасной работой оператора Дариуса Хонджи, работавшего с Михаэлем Ханеке и Вуди Алленом. Бойл утверждал, что история Гарленда заинтересовала его, прежде всего, своим социальным подтекстом. Но позже режиссер признавался, что фильм не вполне ему удался, поскольку он совсем не способен работать с дорогими блокбастерами и предпочитает небольшие истории, над которыми можно трудиться с узким кругом единомышленников.

28 дней спустя / 28 Days Later

2002ff

«28 дней спустя» стал первым фильмом Бойла, снятым целиком на цифру. Режиссер признавался в интервью, что никогда особо не лffюбил фильмы о зомби, в том числе творчество Джорджа Ромеро. Возможно, именно это позволило англичанину основательно встряхнуть жанр зомби-апокалипсиса, предопределив его развитие на десятилетие вперед. Главной находкой Бойла стали, конечно, очень быстрые и яростные зомби. Да и сами монстры больше не были восставшими из могил мертвецами, но зараженными вирусом людьми, что выглядело гораздо убедительнее и страшнее. Но значение картины не было бы столь внушительным для популярной культуры, если бы не ее визуальная составляющая. Бойл детально воспроизводит пустынные улицы постапокалиптического Лондона, в котором оставшиеся в живых жители идут на все ради выживания. Фильм стал знаковым и для прекрасного актера Киллиана Мерфи, исполнившего здесь главную роль Джима, очнувшегося после комы посреди зараженного инфекцией мира. После успеха фильма последовал сиквел «28 недель спустя», поставленный Хуаном Карлосом Фреснадильо. Продолжение получилось отличным, фильм фактически стал стартом в карьере как Джереми Реннера, так и Имоджен Путс, а роль Роберта Карлайла — чуть ли не лучшей во всей его фильмографии.

Миллионы / Millions

2004

«Миллионы», пожалуй, самый малоизвестный фильм Бойла, особенно в нашей стране. Через два года после нашумевшего «28 дней спустя» режиссер снимает очень милую и красочную детскую сказку о сумке с миллионами, чудом упавшей на голову маленького мальчика из английского пригорода. И хотя в «Миллионах» Бойл обходится без звезд, этот скромный фильм можно назвать настоящей жемчужиной во всей его фильмографии. Множество запоминающихся персонажей, вроде курящей престарелой монахини, чисто британский колорит и свойственное режиссеру смешение жанров находят здесь прекрасное воплощение в форме диккенсовской истории о добре и зле. «Миллионы» во многом предвосхищают «Миллионера из трущоб»: к примеру, в одной из сцен родители мальчика смотрят «Кто хочет стать миллионером», но в то же время фильм и совсем о другом. Мальчик, которого сыграл Алекс Этель, верит, что именно Бог послал ему богатство и, не имея понятия как им распорядиться, пытается узнать, для чего же Всевышний выбрал именно его? «Миллионы» очень доброе и, на первый взгляд, совсем не характерное для Бойла кино, в котором, впрочем, не узнать его почерк практически невозможно.

Пекло / Sunshine

2007

Дэнни Бойл не раз признавался в любви к Sci-fi и называл имена Тарковского и Кубрика в качестве своих главных вдохновителей. «Пекло» стал наиболее амбициозным проектом режиссера, и при всей любви к жанру фантастики, англичанин рассказывал, что работа над картиной была так сложна, что вряд ли когда-нибудь он вновь примется за что-то подобное. «Пекло» исследует вполне традиционные для жанра темы вроде самопожертвования во имя спасения мира и аллюзий на древнегреческую мифологию. Бойл писал сценарий совместно с Алексом Гарлендом около года, стремясь охватить все детали, а в качестве научного консультанта был приглашен ученый Брайан Кокс, который принимал активное участие в создании мира фильма. Большое внимание Бойл уделял работе с актерами, на время съемок команда проживала вместе, чтобы естественнее выглядеть на экране. Это сочетание камерной и практически театральной постановки со спецэффектами и компьютерной графикой делает «Пекло» одним из лучших представителей жанра за последние 10 лет.

Миллионер из трущоб / Slumdog Millionaire

2008

Пожалуй, самый громкий успех Бойла — «Миллионер из трущоб» — поставлен по роману индийского дипломата Викаса Сварупа «Вопрос — ответ». История о необразованном индийском юноше, принявшем участие в местном шоу «Кто хочет стать миллионером» завоевала целых 8 «Оскаров», в том числе за «Лучший фильм», и множество других наград. Наверное, самое привлекательное в фильме оказалось именно то, что Бойл с его помощью фактически открывает для западного зрителя индийский мир. Индийские актеры, умелая стилизация под Болливуд, соответствующая музыка — режиссеру удалось совместить все это с канонами европейской социальной драмы. «Миллионер из трущоб» стал триумфом для молодого актера Дева Пателя, который, не получив и номинации за актерскую игру, в этом году номинирован на «Оскар» за похожую роль в фильме «Лев». Но вокруг фильма были и скандалы, в частности связанные со съемкой детей из реальных индийских трущоб и бедных семей. Дэнни Бойл оставил внушительную сумму трем детям-актерам, сыгравшим в его картине, которой они смогут воспользоваться по достижении совершеннолетия.

127 часов / 127 Hours

2010

В основу фильма легла подлинная история альпиниста Арона Ралстона, описанная им в автобиографическом романе «Между молотом и наковальней». В 2003 году он провел в горной расщелине больше пяти дней, после того, как его рука оказалась зажата между двумя камнями. Сам Ралстон с большим энтузиазмом воспринял экранизацию его истории и всячески поддерживал Бойла и исполнителя главной роли Джеймса Франко. Альпинист показывал им записи его видеодневника, снятые в период его пребывания в горах, а его камера была использована в фильме. Бойл наполнил эту довольно скромную и камерную историю подлинно кинематографичным действием. Впрочем, в первую очередь фильм обязан прекрасной работе Франко. Актер утверждал, что в детстве страдал клаустрофобией и во время съемок не переставал сражаться со своими страхами. Это прибавило его роли ощутимого драматизма и реалистичности. В конце концов, «127 часов» исследует важную для Бойла идею о том, что значит быть самим собой и какую роль в этом играют окружающие.

Транс / Trance

2013

Нуарный триллер «Транс» Бойл поставил после того, как срежиссировал церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Лондоне. По словам режиссера, он давно мечтал снять историю, в которой в центре событий находилась бы женщина, и потому сценарий «Транса» ему особенно приглянулся. И хотя главным героем здесь является похититель шедевров живописи Саймон (Джеймс МакЭвой), самым ярким персонажем фильма, безусловно, является психоаналитик-гипнотизер Элизабет, роль которой досталась Розарио Доусон. Совместно с Венсаном Касселем они демонстрируют блестящий актерский триптих посреди закрученного сюжета, в котором все оказывается не тем, чем кажется. Начинаясь как триллер об ограблении, фильм переходит в поле психоанализа и фрейдистских влечений. «Транс» можно назвать наиболее циничной и даже мизантропичной картиной Бойла, впрочем, здесь сказывается и яркая стилизация под жанр нуара, визуально выполненная практически совершенно.

Стив Джобс / Steve Jobs

2015

На момент съемок «Стива Джобса» это был уже третий художественный фильм об основателе компании Apple. Но для этого проекта Бойл объединился со сценаристом Аароном Соркином, уже писавшим историю другого амбициозного программиста в «Социальной сети» Дэвида Финчера. Известно, что Бойл начинал свою карьеру как театральный режиссер и до сих пор изредка продолжает ставить спектакли у себя на родине. «Стив Джобс» мог бы стать одной из таких театральных постановок: фильм поделен на три акта, и строится вокруг взаимоотношений Джобса со своими подчиненными, коллегами, семьей. На главную роль продюсеры мечтали получить Кристиана Бэйла, но в итоге был избран Майкл Фассбендер, который позже получил за эту роль номинацию на «Оскар». Сет Роген, сыгравший Стива Возняка — главного программиста Джобса — признавался, что до этого даже не слышал о своем герое, и что это и стало ключом для понимания его роли. Главное, что удалось Бойлу в этом фильме — сделать двухчасовую разговорную пьесу по-настоящему увлекательной и волнующей. Пожалуй, самым важным для режиссера в фигуре Джобса была его способность вдохновлять и мотивировать окружающих людей, и таким способом менять окружающий мир. И фильм это убедительно демонстрирует.






КОММЕНТАРИИ 13
Отличный материал,спасибо) Кстате недавно Бойл у Ивана был,хорошая беседа получилась) На Игле бесконечно можно смотреть.Жду,не дождусь продолжения)

одним из лучших представителей жанра за последние 10 лет.


Одним из лючших за всё время, наравне с Гравитацией и Интерстеллар, которые в свою очередь плоть от плоти дети Солярис и 2001: Космическая одиссея.
В Трансе самым "ярким" персонажем действительно является героиня Доусон)
127 часов и Миллионер - не такое кино ждёшь от Бойла.
Проблема Джобса в сценарии, он идеален, но это совсем не театральная пьесса. Его надо публиковать как цельное произведение.
Во всем согласен с Диродом, кроме одного пункта. "Пекло" - потрясающ ! Но (СПОЙЛЕР !!) превращение выжившего астронавта в пиксельного маньяка срезало оценку с "потрясающе" до "очень хорошо".
А (СПОЙЛЕР !!) самопожертвование капитана под Ададжио Джона Мерфи - эту сцену на пьедестал фантастики. ...
Можете объяснить чем хороша Гравитация? Переездом на огнетушителе с одной базы на другую? У русских всегда бутылка водки под креслом? По мне так фильм просто феерический бред.
...слушайте... ну "Гравитация" абсолютно ненаучные сопли. не такой космос. не так должны себя вести космонавты. клюква же...
Безумно обожаю "Пекло" и "28 дней спустя"! Всё пересматриваю и пересматриваю. "Неглубокая могила" - очень милый поучительный фильм :) А вот "На игле" тяжело пошел, наверное, это кино нужно смотреть очень отстранённо (та сцена с ребёнком, жуть!)
На мой взгляд, Бойл, при всей его известности и культовом статусе, страшно недооцененный режиссёр. Снимать настолько разноплановые и при этом знаковые картины (а их у него не одна и не две) - это уму непостижимо. Не знаю, насколько оправдана вторая часть "На игле", но человек уже столько культовых фильмов снял, что ставить под сомнение его право на любые творческие решения язык не повернется. Даже если они, в итоге, окажутся ошибочными.
Это Бойл недооценённый?8 "Оскаров" срубил за "Миллионера из трущоб".Мало какой режиссёр может похвастаться таким достижением!
Да я не о профессиональных наградах говорю, а о широком признании. Почти всем, кто не увлекается кино, фамилия Бойл ничего не говорит.
Каждый фильм - событие для кинематографа. Не в коммерческом плане, а в творческом.
10 из 11-и... М-да, у "Жизни хуже обычной" было меньше, чем у других картин шансов уместиться в десятку (( Хотя, при желании, можно было упомянуть и о об этой картине, выйти за рамки и сделать свои 10 1/2 ))
Для меня самый неожиданно-отличным фильмом стал "Стив Джобс"!!! После "тошнотворного" аналога с Эштоном Кутчером, был невероятно удивлен! Фассбендер подтвердил, в очередной раз, звание Актера!!!
Отлично скроенный материал, спасибо.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер