НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Патерсон»

    , 5
    Критики уже признали «Патерсон» лучшей работой Джима Джармуша в нынешнем столетии. «Тихий шедевр» режиссера оценил Кирилл Горячок.

    В небольшом городке Патерсон, что в штате Нью-Джерси, живет водитель автобуса по имени Патерсон (Адам Драйвер). Каждое утро ровно в 6.15 он просыпается рядом со своей любимой женой (Гольшифте Фарахани) и после легкого завтрака отправляется на работу. Вечером он прогуливается с собакой Марвином до местного бара, чтобы выпить кружку пива в компании друзей. В кармане Патерсон носит записную книжку, куда при случае записывает стихи, вдохновленные неприметной повседневностью. Но кроме жены и маленького бульдога никто не подозревает о таланте молчаливого водителя автобуса.

    В образе Патерсона Джиму Джармушу, пожалуй, удалось создать идеального героя его фильмов. Мир водителя автобуса кажется таким же скромным, как и он сам. Его жизнь складывается из самых незначительных эпизодов, обрывков разговоров случайных пассажиров, маленьких встреч, тихой любви и поэзии. «Патерсон» — это практически роуд-муви, действие которого проходит на улицах небольшого городка, где все друг друга знают. С той лишь поправкой, что у Патерсона всегда один и тот же маршрут — от дома до работы. Но на нем его ждет не меньше открытий, чем на длинных шоссе в никуда.

    Владелец местного бара обклеивает стены своего заведения газетными вырезками и фотографиями известных людей, живших или бывавших проездом в Патерсоне. Здесь родился известный комик Лу Костелло, заезжал с гастролями Игги Поп, а знаменитый поэт Уильям Карлос Уильямс посвятил городу целую поэму. Также и Патерсон бродит по улочкам, встречая то маленькую девочку, пишущую стихи, то чернокожего рэпера в химчистке (камео Метод Мэна), сочиняющего очередной речетатив. Творческая энергия его жены тоже не имеет пределов, сегодня она рисует картины, завтра будет учиться играть на гитаре, а еще вчера хотела печь кексы на продажу. Вот только сам водитель автобуса все откладывает отдать свои строчки в печать, несмотря на увещевания спутницы жизни. Кажется, ему это не так уж важно.

    Хотя записная книжка Патерсона исписана белыми стихами, мир вокруг него наполнен рифмами. Одной из многих стал и Адам Драйвер, сыгравший простого «драйвера». Выразительная фактура актера как нельзя лучше подошла для этой, в общем-то, молчаливой роли. Впрочем, голос Драйвера сопровождает весь фильм чтением стихов Патерсона под очень условную и такую же скромную музыку, написанную самим Джармушем для фильма. Иранская актриса Гольшифте Фарахани, известная, прежде всего, по «Исходу» Ридли Скотта, также чудесна в образе любящей и неунывающей жены поэта и водителя. Вместе с Драйвером и незабываемым псом Марвином они создают настоящую семейную идиллию, наполненную лиричностью и иронией.

    После многих лет работы в самых разных жанрах Джим Джармуш, пожалуй, нашел идеальную форму для выражения собственных идей и пристрастий. Используя все атрибуты кинематографа своего автора, «Патерсон» скромно и неторопливо рассказывает даже не столько о чудесах, скрытых в окружающей нас повседневности, сколько о природе взаимоотношений человека и творчества. Джармуш рассуждает о том, как и из чего рождается вдохновение, и как применить его в жизни. Маленький городок Патерсон в фильме становится настоящей утопией, написанной режиссером, в нем объединяются все темы его творчества, чтобы в конце концов сказать самое главное — все есть благо.

    КОММЕНТАРИИ 5
    Придется смотреть :) не фанат джармуша, но похоже оно того стоит...
    Мне тоже понравился "Патерсон": Согласно канонам создания любого художественного произведения, в его основе должен лежать конфликт. Джим Джармуш с присущим ему профессионализмом и жаждой экспериментировать снял фильм, в котором нет конфликта. Во всяком случае, явного. Такого, который бы лежал на поверхности. Режиссер представляет на суд зрителя семь дней из жизни человека, который не обладает какими особыми талантами, не страдает от каких-то желаний или пристрастий. Семь дней обычной жизни, которая близка к идеальной. Однако так только кажется. В своей ленте «Кофе и сигареты» режиссер тоже не торопился с «конфликтной» оставляющей, и тем не менее, фильм входит в многочисленные списки лучших. Для того, чтобы лучше реализовать задуманное постановщик прибегает к двойственности. Двойственность всего происходящего в «Патерсоне» исполняет если и не главную партию, то находится очень близко к ней. Череда близнецов, тезки человек и город, спокойствие мужчины – экспрессивность женщины, черно-белые занавески – все это заставляет зрителя заглядывать вглубь происходящего. Именно там, на уровне души главного героя, его идеальная (со стороны) жизнь полна несогласия. Несогласия с окружающей действительностью. Полной гармонии герой достигает в моменты, когда пишет стихи, именно в его блокнотике находится важная часть души. Джим Джармуш жестко обходится со своим протагонистом (и со зрителем), сталкивая его с неизбежной кульминацией. Делает это красиво – без взрывов и катастроф – на уровне души. Красиво и немного печально. Одним словом, мастер. В очередной раз Джармуш подтвердил свой статус и высокий уровень. Тот случай, когда любые похвалы – излишни, этот режиссер снимает не ради оваций публики, без оглядки на модные тенденции. Талант в моде всегда, а вот тренды – не более, чем временная условность. Спасибо, маэстро!
    Джармуш КРУТ!
    КИрилл, вам свой сборник рецензий пора выпускать. Вряд ли кто написал бы такое теплое резюме о "Патерсоне" чуткого Джармуша.
    ...Джармуш наилюбимейший из современников...
    полгода фильм как снят... а до экранов дошел только сейчас... обидно за отечественных/(или их?) релизеров...

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.