НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Тони Эрдманн»

Марсель Македонский, 22 февраля 2017, 16:45:55 17
Самая длинная картина в прокате этой недели сорвала аплодисменты в Каннах и уже заработала ремейк в США. Кто такой Тони Эрдманн и зачем его смотреть, размышляет Марсель Македонский.

Винфред (Петер Симонишек), бывший учитель музыки, проводит старость в немецкой глубинке. У него весьма специфическое чувство юмора: например, он может выдать себя за своего брата-близнеца, который недавно освободился из тюрьмы. Инес (Сандра Хюллер) давно отдалилась от отца — она работает в развивающихся странах Европы, неся в крупные компании свет автоматизации и массовые увольнения «живой» рабочей силы. Решив поздравить дочь с днем рождения, Винфред не ограничивается телефонным звонком, а неожиданно прилетает к ней в Бухарест. В плотном расписании девушки места для отца не находится, так что она вынуждена его таскать с собой по бизнес-мероприятиям. Винфред же продолжает шутить над олигархами и политиками так же, как над соседскими мальчишками — и Инес просит отца уехать. Однако спустя несколько часов она натыкается на его альтер-эго, Тони Эрдманна, который представляется то бизнесменом, то консультантом по развитию. С этого момента жизнь обоих начинает меняться.

Во главе угла нового фильма Марен Аде стоит извечный вопрос отцов и детей. Первые давным-давно что-то сделали не так, из-за чего вторые начали от них отдаляться на крейсерской скорости. Но авторов не так интересуют дела прошедших дней — они больше увлечены поиском ответа на то, что происходит сейчас. И если дочка свободно жонглирует такими понятиями как «аутсорсинг» и всем, что с ним связано, тогда почему бы ее отцу не нанять себе кого-нибудь, кто будет для него дочерью? Найти фрилансера, так сказать, для выполнения функций дочери. Это, конечно, шутка, но родилась она от невысказанной отцовской любви. И выход из ситуации один — разговоры, неудобные для обоих, но очень важные. Ведь какой бы неприятной не была тема диалога, если ее замалчивать, с годами она вырастет в то, что отец прилетит ко взрослой дочери и подарит ей на день рождения терку для сыра.

Любопытного эффекта авторы достигают, используя неожиданный прием монтажа: камера задерживается на картинке после завершения диалога, некоторое время наблюдая за героями, за их реакцией на только что сказанное друг другу. И вот в этих секундах молчания (зачастую неловкого, учитывая личность герра Эрдманна) скрывается внушительная часть атмосферы ленты. На каждый вопрос дается в итоге ответ. За каждым диалогом следует реакция. Не всегда приятная, но всегда живая, человечная.

Однако говорить, что ничего, кроме проблемы поколений, в «Тони Эрдманне» нет, значит не понять самую суть ленты. Несмотря на заявленную основную тему, картина просто изобилует множеством высказываний, которые касаются экономического состояния Румынии, бизнеса по автоматизации и простого человеческого счастья. Вписав в повествование эксцентрического бизнесмена со вставной челюстью и нелепым париком, авторы тем самым развязывают себе руки. Тони Эрдманн много шутит, зачастую нелепо, однако настоящий Винфред никуда не делся: его печальные глаза — это глаза человека, который осознанно сделал выбор в пользу старого чудака. Быть пародией на этот мир, сатирическим высказыванием о его сложностях и проблемах — так герой достигает гармонии с самим собой. Во всяком случае, очень старается достичь. Апогеем становится осознание того, что выдуманное альтер-эго помогает двум людям разобраться в себе и понять, кто они на самом деле, что чувствуют друг к другу.

Юмор в картине занимает отдельное место. Причем, юмор этот не стандартный, когда один пошутил, а все посмеялись. Такого, спасибо Тони Эрдманну, тут вообще нет. В ленте главным шутником выступает сама жизнь. С ее подачи и терка для сыра обретает неожиданный глубинный смысл, и застрявшая «молния» на платье становится началом импровизированного тимбилдинга.

Все вышеописанное вкупе с пронзительными актерскими работами Питера Симонишека и Сандры Хюллер позволяет зрителю понять что-то о жизни, о себе самом. А если и не понять, тогда основательно задуматься. Ведь не у каждого хватит смелости и сил превратиться однажды в Тони Эрдманна, который знает все ответы. А раз так, нужно жить сейчас и сейчас обсуждать наболевшее. И не забывать следить за реакцией собеседника. В противном случае, спустя годы замалчивания придется пристегивать себя наручниками к человеку, чтобы нормально (именно, нормально) пообщаться.






другие Рецензии

Кирилл Горячок рассказывает о французской комедии «Все пары делают это», создатели которой удачно скрещивают мелодраму о разладе отношений с комедией про смену подгузников.

Алексей Филиппов – об очередной главе франшизы «Звездные войны», которой повезло с режиссером и сценаристом Райаном Джонсоном

Кирилл Горячок посмотрел байопик Дж. Д. Сэлинджера «За пропастью во ржи» и считает, что его создатели не справились со сложным материалом. 

КОММЕНТАРИИ 17
Ну и славно, спасибо, Македонский !
вам спасибо за фидбэк)
П.С. с праздником, коллега)
Македонский "я тэбэ один умный вещь скажу, только ты нэ обижайса". Для столь многосложного кино, несколько простоватая рецензия. Есть смысловые повторы, проговаривание одного и того же, к Рай тоже такое было. Я это говорю для лучшения, понимаете? А кино к просмотру, однозначно!
я вас услышал, благо дарю) никаких обид)
И с праздником)
Рецензия на "5", браво Марсель. Как вы и сказали, кино очень живое и необыкновенное. Смотрел на Одесском кинофестивале в 2016-м и был очень впечатлён. Полный зал, овации после просмотра, такого ещё не видел. Очень надеюсь, что статуэтка приплывёт заслуженно "Тони Эрдманну", а не "Коммивояжёру".
P.s. Марсель, на 11-й строчке союз "с" лишний.
спасибо-спасибо)
и с 23 февраля вас!
Наверное я с Вами тут не соглашусь, фильм очень затянут и после просмотра осталось впечатление что, что то, где то пропустил. Сцена со днем рожденья единственная за весь фильм (ну там еще 2-3 момента интересно было посматреть). Очень скудные и безсвязные диалоги главных героев. Меня слегка удевляет почему фильм на таком высоком уровне обсуждают и пророчат ему оскар! Вот к примеру возьмите фильм "Лев" - я с первой минуты стал сочуствовать герою и глотал каждую сцену,а последнии 15 мин, я взрослый мужик поплыл как тряпка - вот это был сильный фильм! Но даже если брать что то европейское, то тот же "Вторая жизнь Уве" было тоже очень интересно смотреть, но "Тони Эрдман" мне не понравился, складываеться впечатление что создаеться искусственый интерес вокруг фильма.

подарит ей на день рождения терку для сыра.


Вот так вот взяли и заспойлерили ключевой момент фильма!
ахах) ключевой, конечно) И да - с праздником!
Читаемо! Молодец!
спасибо) стараемся!
С праздником)
Старательно стараетесь и вас с праздником !!!
Один фиг посмотрят единицы. Последний просмотренный Каннский выбор - "Жизнь Адель". Но там кроме сюжета еще кое-чего интересное было. ...
на следующей неделе стартует "Персональный покупатель", который взял ФИПРЕССИ в Каннах в 2016. Советую к просмотру)
П.С. с 23 февраля вас)
Спасибо за рецензию) P.S.Антон Долин говорит,что в фильме красивая обнаженная сцена,мол давно такого не видел)
я бы ее назвал, скорее, неожиданной. Хотя опять же - неожиданной, если сравнивать с американскими трендами. Для европейского кино - не редкость.
Хорошая рецензия. Легкая и понятная. Спасибо)

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер