НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Большой»

Михаил Моркин, 14 мая 2017, 11:09:00

Михаил Моркин посмотрел первый за девять лет фильм Валерия Тодоровского и считает, что в формате сериала история смотрелась бы лучше.

Спившийся артист балета Полоцкий (Домогаров) замечает на улице глухого городка Шахтинска танцующую девочку. Убедив родителей ребенка, что их дочь — нераскрытый талант, Полоцкий становится ее тренером, и, некоторое время спустя, Юля Ольшанская уже поступает в балетную академию. Там ее ментором становится бывшая прима Большого театра Галина Белецкая (Фрейндлих). Впереди героиню ждут долгие годы тяжелой борьбы за право танцевать главную партию в Большом театре.

Валерий Тодоровский в своих последних работах стремится заглянуть в повседневную жизнь разных сообществ. В «Стилягах» он показал мир столичной поссталинской молодежи, в «Оттепели» — мир кинематографистов-шестидесятников. В первой за девять лет полнометражной картине режиссер «пишет роман» на фоне жизни балетной академии, собственно, и жанр заявляя как «фильм-роман». Такой формат сейчас свойственен телевидению, и по «Большому» видно, что Тодоровский сразу пытался усидеть на двух стульях: снять и кино, и сериал.

Режиссер пригласил на главные роли профессиональных артистов балета, окружив их харизматичными актерами во второстепенных ролях. Ольшанскую в детстве играет спортсменка Екатерина Самуйлина, которая берет своей непосредственностью, не теряясь на фоне Алисы Фрейндлих, Александра Домогарова и Валентины Теличкиной. Повзрослевшую протагонистку и ее лучшую подругу и соперницу играют настоящие балерины Маргарита Симонова и Анна Исаева.

Брать непрофессиональных актеров в кино такого масштаба всегда риск, но кастинг Тодоровскому удался. В целом дебютантка Симонова отлично вписалась в образ провинциальной пацанки­ — некоторая фальшь видна лишь тогда, когда девушка играет героиню в подростковом возрасте.

Однако попытка режиссера вместить события сериального сезона в двухчасовой хронометраж терпит поражение. Хронологически сцены перемешаны невпопад ­— только зритель начинает вникать в историю, как его переносят в другой временной отрезок, по настроению с предыдущей сценой практически несвязанный. Флешбэки появляются то тут, то там, нарушая ритм повествования. Кажется, что четкое разделение на детство, выпускные годы и работу в театре пошло бы кино только на пользу.

Неясно, почему Белецкая так печется об Ольшанской: героине Фрейндлих, к примеру, приходится идти в Кремль и просить «наверху», чтобы ее любимая ученица получила партию. Все настроение фильма и без того говорит о том, что к звездам девушка прорвется, а нарочитое акцентирование убивает саспенс, который был, скажем, в «Одержимости» Дэмьена Шазелла.

В отличие от картины Шазелла «Большому» из-за хронометража и количества сюжетных линий вообще не достает легкости. Помимо этого, в истории нет антагониста и серьезного конфликта. Угроза отчисления героини из академии в детстве разрешается непонятным образом, главное событие своей учебной жизни девушка практически намеренно просыпает.

В «Большом» множество интересных деталей быта академии, занимательных штрихов и второстепенных персонажей, которые теряются в трех возрастных периодах. Посмотреть фильм все же стоит хотя бы ради Алисы Фрейндлих, уже работавшей с Тодоровским в 1994-м на «Подмосковных вечерах». Актриса не появлялась на больших экранах с проходного «Возвращения мушкетеров» и показывает здесь настоящий актерский мастер-класс.

Но, пожалуй, целиком оценить задуманную режиссером историю получится лишь в формате сериала, выпуск которого Тодоровский анонсировал в ближайшем будущем.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер