НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Детство Жанны д'Арк»

Евгения Иванилова, 3 июля 2017, 18:42:00 1

Евгения Иванилова закрывает обзор премьер ММКФ рецензией на новую работу Бруно Дюмона, неожиданно решившего снять рок-оперу.

В прошлом году, когда вышла комедия «В тихом омуте», многие увидели в ней формальное продолжение «Малыша Кенкена». То же можно сказать и о новом фильме Бруно Дюмона. Во-первых, режиссер продолжает работать с жанровыми конвенциями (снимая на этот раз рок-оперу), во-вторых, держит комедийный градус и сильнее отстраняется от тяжелого драматизма своих ранних картин.

Сюжет «Жаннетт: Детство Жанны д’Арк» пересказать нетрудно, поскольку биография протагонистки — известная глава европейской истории. Маленькая Жаннетт (в будущем героиня и жертва Столетней войны Жанна д’Арк) гуляет в окрестностях родной деревни, пасет стадо блеющих овечек и усердно молится. В тринадцатилетнем возрасте девочка встречает архангела Михаила и святых Екатерину и Маргариту, которые сообщают ей земное предназначение — во что бы то ни стало спасти Францию от английских узурпаторов.

Кажется, что Дюмон сознательно придерживается популярного варианта биографии Жанны д’Арк. О ее детстве режиссер рассказывает без особых историографических изысков, а показанная им бедность семейства д’Арк хоть и противоречит многим сохранившимся документам, но соответствует легенде об Орлеанской деве. По всей видимости, Дюмону нужен именно узнаваемый и любимый герой, ведь в его очертания он умудряется «зашить» краткий курс европейской культуры.

Фильм начинается с того, что девочка-пастушка спускается по реке. Она одета в синее рубище, у нее густые и волнистые каштановые волосы. Для тех, кто сразу не заприметил сравнения с Христом, хождение по воде еще повторится, а рубище никуда не исчезнет. Во время второго водного спуска (повторяющего геометрию первой сцены), речка Мёз чуть мельчает и намек становится еще прозрачнее. Когда же повзрослевшая Жанна встречает святых, длинная юбка так настойчиво скрывает ее ступни, что героиня буквально стоит на воде.

Короче говоря, эти и некоторые другие приемы визуально увязывают популярный образ французской героини с образом Иисуса Христа. Вроде бы понятное сравнение. Без малого сто лет назад Жанну д’Арк причислили к лику святых — за все те же помазаничество и мученическую смерть. Но все же Дюмону интереснее величина культурного значения Орлеанской девы и Христа, чем возможность богословской параллели. Вероятно, поэтому фильм не ограничивается библейской аллюзией и серьезными интонациями. Если сразу распознать в Жанне Христа, то совсем неожиданными покажутся хэдбэнгинг в компании монашек, сумасшедший дэткор с пасторальным видеорядом, диско от святой Маргариты и дядин французский рэп. Эклектика стилей к тому же сочетается с богатым цитатным фондом — тут и «Иисус Христос — суперзвезда», и «Монти Пайтон», и даже «Изгоняющий дьявола». Хотя уже в названии «Жаннетт: Детство Жанны д’Арк» кроется намек на альтернативную историю, заранее догадаться о жанровых и стилистических решениях Дюмона очень трудно.






КОММЕНТАРИИ 1
Это рецензия? "Короче говоря",это печально.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер