12 августа в Выборге завершился один из крупнейших фестивалей российского кино «Окно в Европу». Еще при оглашении программ было понятно, что негласным флагманом конкурса станет дебют режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», который в отличие от своих конкурентов уже успел получить определенное международное признание, став призером фестиваля в Карловых Варах (главный приз секции «От Востока к Западу»). Прогнозы сбылись — картина собрала практически все ключевые награды выборгского киносмотра, включая «Золотую Ладью» за лучший фильм и специальный приз за лучшую мужскую роль (Евгений Ткачук).
Сюжет фильма незамысловат. Молодой провинциал Витька Чесноков неожиданно узнает, что его папаша-уголовник (Алексей Серебряков), бросивший их семью много лет назад, сейчас сам находится в крайне плачевном состоянии. Полупарализованный, одинокий и нищий, он лежит в своей квартире, мочится под себя и покорно ждет смертного часа. Однако этот час все никак не наступает, а Витьке не терпится завладеть жилищем своего объявившегося родителя. Не тратя времени на угрызения совести, он грузит беспомощного старика в свой красный фургончик, и отправляется в ближайший дом престарелых с вакантными местами. Дальнейшие события расставят по местам взаимоотношения между отцом и сыном и внесут кардинальные изменения в их планы на будущее.
Как отметил на церемонии закрытия президент фестиваля Армен Медведев, несмотря на «страшные имена и жуткие обстоятельства», в «Витьке Чесноке» есть самое главное — магия кино, которая заставляет проникнуться к героям искренней симпатией. Также фильму не откажешь в стиле, юморе и драйве, ставящих его практически в один ряд с ранними работами Дэнни Бойла и Гая Ричи. Единственное, что пока не хватает колоритному роуд-муви — дистрибьютора, который решился бы выпустить его в российский кинопрокат.
Еще одним достойным открытием «Окна в Европу» можно назвать Петра Тодоровского. Продолжатель известной кинодинастии представил в Выборге свою первую режиссерскую работу — романтическую комедию «Лавстори», которая была удостоена приза президента фестиваля. По жанру его фильм также можно отнести к роуд-муви, но только картинка тут уже вполне гламурная и благополучная.
Главный герой, актер по образованию и призванию, никак не может обрести себя в профессии. В ожидании ролей он зарабатывает на жизнь в качестве водителя лимузина. Однажды ему поступает нетривиальный заказ — отвезти клиента из Москвы в Сочи. К его ужасу, пассажиром оказывается его бывшая, с которой они не виделись около 10 лет. Как оказалось, за это время когда-то трепетная девочка успела превратиться в жеманную и циничную фифу, живущую за счет богатых мужчин. Общение между героями сначала не очень клеится, но постепенно — согласно правилам жанра — лед между ними тает и подзабытые чувства вспыхивают с новой силой.
В оригинальности или излишней глубине «Лавстори» точно нельзя обвинить, но с другой стороны, Тодоровскому удалось сделать качественную жанровую историю, что для современного отечественного кинематографа — уже редкая удача. Одно из главных достоинств фильма — актерский дуэт Александра Петрова и Вильмы Кутавичюте («Восьмерка»), между которыми действительно возникает то, что называется «химия». И, если для «звездного» Петрова эта работа — «одна из», то для прекрасной, харизматичной Кутавичюте — вполне может оказаться путевкой в большое кино.
Учитывая, что 8 из 11 конкурсных работ были сняты начинающими постановщиками, приз в категории «Лучший дебют», который получила драма «Лес», можно приравнивать практически к Гран-при. Вероятно, в данном случае жюри оказалось под впечатлением от поистине шекспировских страстей, творящихся в картине Романа Жигалова. Ее события разворачиваются в отдаленной деревушке. Отец и сын питают нежные чувства к молодой замужней соседке Катерине. Сама «роковуха» отдает предпочтение юному поклоннику, которому свидания приходится совмещать с уроками в школе. Их идиллия задевает отвергнутого ухажера, а у того и так нервы на пределе — местные авторитеты планомерно пытаются отобрать его лесопилку. Как говорится, чем дальше в лес — тем больше дров. Страсти накаляются — семьи рушатся, судьбы ломаются, кровь льется обильно.
По словам Жигалова, про создание картины можно было бы снять самостоятельную драму. Работа над проектом началась еще пять лет назад, однако ее пришлось заморозить на определенное время после того, как из него вышли продюсеры вместе с частью бюджета, полученного от Министерства культуры. В итоге Роману Жигалову пришлось по второму разу искать финансирование и самому заниматься продюсированием. Судя по реакции критиков и жюри «Окна в Европу», все было не напрасно.
Среди наиболее цельных работ конкурса можно выделить социальную драму «Ничей» Евгения Татарова («Экспириенс») про подростка, оставшегося сиротой после смерти матери. Мальчика отправляют в интернат, откуда его вызволяет родная тетка — одинокая женщина за 50, живущая в глухом региональном городишке. Тетку он практически не знает и жить с ней не хочет, мечтая, что его возьмет к себе старший брат — как только того выпустят из тюрьмы. Пока же ребенку приходится привыкать к чужому городу, терпеть предвзятое отношение к себе со стороны учителей, стычки с одноклассниками и пьяных подруг своей опекунши. Вечно актуальная тема ненужных детей в данном случае решена без излишней «чернухи», но психологически убедительно и пронзительно. И немалая доля заслуги в этом принадлежит 13-летнему актеру Олегу Чугунову, который за свою работу был удостоен приза как лучший исполнитель главной роли.
Получившая награду за визуально-музыкальное решение биографическая драма «Хармс» Ивана Болотникова рассказывает о зрелых годах гениального советского поэта вплоть до его трагической кончины. вВ обратном случае, история будет выглядеть несколько сумбурно — здесь нет линейного повествования, нет объяснений тем или иным событиям и поступкам. Режиссер выносит на суд зрителей не историческую летопись, а скорее колоритную иллюстрацию к ней.
Отдельного упоминания заслуживают картины «Цензор» и «Добрый вечер», отвечающие в конкурсе за экспериментальный кинематограф, к которому, надо признать, выборгский зритель оказался не совсем готов — с показов обеих лент из зала сбегали толпами.
«Цензор» Константина Шелепова рассказывает о мире будущего, в котором компьютерные игры достигнут такого уровня визуализации, что будут неотличимы от реальной жизни. Агрессия, творящаяся в них, заставят правительство организовать спецподразделение «Отдел Ц», цель которого — выявлять игры, в которых градус жестокости переходит все допустимые рамки. Зрителям, далеким от геймерской тусовки, смотреть это действо, длящееся к тому же дольше двух часов, невыносимо — на экране все это время нескончаемым потоком идут сценарии различных шутеров с обилием насилия и крови. А вот для игроманов «Цензор», возможно, станет настоящим подарком — фильмов с такой степенью погружения в «виртуальную реальность» в отечественном кино, пожалуй, еще не было.
В свою очередь, «Добрый вечер» режиссера Федора Константиновича представляет собой черно-белую концептуальную конструкцию из четырех частей, которую разыгрывают четыре актера. По сюжету в придорожном подмосковном мотеле одновременно оказываются монашка, проститутка, бандит и писатель, между которыми завязываются непростые взаимоотношения. Вся же шутка этого кино заключается в том, что в каждой части фильма разыгрывается один и тот же эпизод, но только актеры меняются ролями друг с другом, раз за разом примеряя на себя то рясу, то неглиже, то прикид гопника с окраины, то шмотки столичного мажора. Затейливая идея оказывается чересчур сложной для восприятия — условность перевешивает содержание — и осилить картину целиком смогли лишь законченные синефилы.
Как Витька Чеснок покорил Выборг
«Киномания» посетила один из крупнейших национальных киносмотров и составила список наиболее интересных участников конкурса.
15 АВГУСТА 2017

Далее по теме

Кастинг дня. Эзра Миллер в вампирском фильме Линн Рэмси, Рассел Кроу в роли Рамиреса в ремейке «Горца» и др.
Эзра Миллер лично подтвердил новость о своём возвращении в кино, которая появилась в начале июня. В интервью итальянскому изданию Lo Speciale Giornale актёр сообщил, что не только сыграет главную роль в вампирском фильме Линн Рэмси (у которой снимался в триллере «Что-то не так с Кевином» и с которой подружился), но и участвует в написании сценария. Миллер оставил позади ряд скандалов и, похоже, обрёл душевное равновесие (хочется верить, что надолго). Рассел Кроу присоединится к Генри Кавиллу в ремейке «Горца» — звезда «Гладиатора» исполнит роль Рамиреса, которую в оригинальном фильме играл Шон Коннери. Рамирес — наставник главного героя Коннора Маклауда. Новую версию фэнтези-экшена о клане бессмертных воинов, истребляющих друг друга, поставит режиссёр франшизы «Джон Уик» Чад Стахелски. Выпустят ремейк Amazon MGM и возрождённая студия United Artists. Дэйву Батисте предложили роль в сиквеле «Дома у дороги», который снимет Гай Ричи для студии Amazon MGM. Джейк Джилленхол вернётся к роли бывшего бойца UFC, ставшего вышибалой в придорожном заведении на Флорида-Кис и разобравшегося с местными бандитами. Первую часть, которая, в свою очередь, является ремейком культового боевика 1989 года с Патриком Суэйзи, поставил Даг Лайман. Джон Бернтал в образе Карателя наконец-то появится на большом экране — в четвёртой части «Человека-паука». Актёр составит компанию Тому Холланду, Сэди Синк, Зендае и Джейкобу Баталону. Действие фильма «Человек-паук: Совершенно новый день» (Spider-Man: Brand New Day) развернётся после событий триквела «Нет пути домой»: Питера Паркера теперь буквально все забыли, в том числе Эм-Джей и Нед. Поставит фильм режиссёр «Шан-Чи и легенды Десяти колец» Дестин Дэниэл Креттон. Съёмки стартуют этим летом, а премьера назначена на 31 июля 2026 года. В «Знакомстве с родителями 4» понемногу собирается старая гвардия комедийной серии студии Universal: к Бену Стиллеру, Тери Поло, Роберту Де Ниро и Блайт Даннер присоединится Оуэн Уилсон. Кроме того, в квадриквеле сыграет Ариана Гранде. Фильм поставит сценарист франшизы Джон Гамбург, который был соавтором сценария всех трёх предыдущих частей, а как режиссёр известен благодаря комедиям «А вот и Полли», «Люблю тебя, чувак» и «Почему он?».
23 ИЮНЯ

Цитата дня. Дэнни Бойл — о «Миллионере из трущоб»: «Сегодня я бы не стал его снимать… это культурная апроприация»
16 лет назад «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла — трогательный фильм о бедном пареньке из Мумбаи, выигравшем миллион в телевикторине — завоевал 8 «Оскаров» (в том числе в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр»). Однако в наше время Бойл, по его словам, такое кино снимать не стал бы — это сочли бы культурной апроприацией. В интервью The Guardian режиссёр признался, что до сих пор гордится своим фильмом, но в нынешних условиях он за съёмки «Миллионера из трущоб» не взялся бы — времена изменились: Мы не смогли бы это сделать сейчас. И так и должно быть. Пришло время об этом всём поразмыслить. Мы должны оценить свой культурный багаж и след, который оставили в мире. <…> В то время намерение [снимать фильм] казалось радикальным. Мы тогда решили, что лишь некоторые из нас отправятся в Мумбаи, будут работать с большой индийской командой и попытаются снять фильм в рамках той культуры. Но [в этой ситуации] ты всё равно остаёшься чужаком. Это всё ещё неидеальный метод. Бойл считает, что теперь подобный подход в принципе невозможен: Такого рода культурная апроприация может быть санкционирована только в определённое время. Но в другие времена это невозможно. Я к тому, что я по-прежнему горжусь своим фильмом, но сегодня вы даже не подумали бы снять нечто подобное. Это даже никто не согласился бы финансировать. И даже если бы я был как-то вовлечён в процесс, то нашёл бы молодого индийского режиссёра, чтобы снять фильм. Нынешний комментарий Бойла свидетельствует о том, что он вряд ли когда-либо вернётся к «Миллионеру из трущоб» — хоть в формате сиквела, хоть в виде сериала (оба варианта обсуждаются в компании Bridge7, в прошлом году приобретшей права на продолжение фильма).
20 ИЮНЯ

Открытие дня. Дэнни Бойл раскрыл потаённый смысл названия своего зомби-хоррора «28 дней спустя»
Спустя почти четверть века после выхода зомби-хоррора «28 дней спустя» режиссёр Дэнни Бойл открыл глаза публике на двойной смысл названия фильма. Произошло это на днях во время презентации первой части трилогии сиквелов хоррора — «28 лет спустя». До сих пор было очевидно, что обозначенные в названии 28 дней — это время, которое главный герой, сыгранный Киллианом Мёрфи, провёл в коме и за которое Лондон и вся Англия были опустошены зомби-апокалипсисом. Но это лишь половина смысла, содержащегося в названии. Вторая половина, по словам Бойла, связана с… правами потребителей: Раньше, если вам нужно было вернуть приобретённый товар в магазин, у вас всегда был такой срок… У вас было 28 дней, чтобы вернуть товар и получить обратно деньги, типа того. Это обычная практика в таких случаях. На сайте Cinemablend проделали анализ скрытого смысла названия, истолковав правило возврата денег за товар в течение 28 дней как метафору крайнего срока для человечества, последнего шанса вернуть себе мир таким, каким он был прежде. В этом свете по-новому выглядит сцена в супермаркете и эпизод, в котором герой Мёрфи и его товарищи роются в мусоре: деньги абсолютно обесценились, на смену коммерции пришла необходимость выживания. 28 дней были отведены потребителю, чтобы обнаружить возможный дефект товара и успеть его вернуть. У человечества тоже был ограниченный срок, чтобы распознать надвигающуюся катастрофу планетарного масштаба и предотвратить её, но оно этим шансом не воспользовалось. Вирус неконтролируемой ярости распространился за те же четыре недели, в течение которых можно было вернуть бракованный товар, однако окно закрылось, и пути назад больше нет. Автор материала на Cinemablend Майк Рейес отмечает связь между потребительской культурой и апокалиптическим кошмаром в «28 днях спустя». Политика возврата товара в течение четырёх недель — последняя примета мира, в котором проблемы решаются путём соблюдения протоколов и бюрократических процедур. Исчезновение этого правила — свидетельство краха общества, отсутствия права на второй шанс и возможности вернуть в «магазин» свою травму, обменяв её на что-то более приемлемое.
17 ИЮНЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
«Наверное, вы еще не готовы к этому, но вашим детям понравится». «Назад в будущее» — 40 лет
3 июля 1985 года – ровно 40 лет назад – на экраны вышла первая часть трилогии «Назад в будущее», ставшая культовым и кассовым хитом. В специальной галерее KNMN вспоминает иконические моменты, (не)удачные предсказания и стилистические находки ностальгической франшизы
3 ИЮЛЯ

Оголтелые британцы посреди великого ничего и горы черепов в «28 лет спустя» Дэнни Бойла
3 ИЮЛЯ

Первосортный экшен, рояли в кустах и сценарные дыры в аниме «Лазарь»
5 ИЮЛЯ, 16:12

Со взрывом и со всхлипом: К юбилею Изабель Аджани
30 ИЮНЯ