НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Как Витька Чеснок покорил Выборг

Мария Позина, 15 августа 2017, 10:14:00

«Киномания» посетила один из крупнейших национальных киносмотров и составила список наиболее интересных участников конкурса.

12 августа в Выборге завершился один из крупнейших фестивалей российского кино «Окно в Европу». Еще при оглашении программ было понятно, что негласным флагманом конкурса станет дебют режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», который в отличие от своих конкурентов уже успел получить определенное международное признание, став призером фестиваля в Карловых Варах (главный приз секции «От Востока к Западу»). Прогнозы сбылись — картина собрала практически все ключевые награды выборгского киносмотра, включая «Золотую Ладью» за лучший фильм и специальный приз за лучшую мужскую роль (Евгений Ткачук).

Сюжет фильма незамысловат. Молодой провинциал Витька Чесноков неожиданно узнает, что его папаша-уголовник (Алексей Серебряков), бросивший их семью много лет назад, сейчас сам находится в крайне плачевном состоянии. Полупарализованный, одинокий и нищий, он лежит в своей квартире, мочится под себя и покорно ждет смертного часа. Однако этот час все никак не наступает, а Витьке не терпится завладеть жилищем своего объявившегося родителя. Не тратя времени на угрызения совести, он грузит беспомощного старика в свой красный фургончик, и отправляется в ближайший дом престарелых с вакантными местами. Дальнейшие события расставят по местам взаимоотношения между отцом и сыном и внесут кардинальные изменения в их планы на будущее.

Как отметил на церемонии закрытия президент фестиваля Армен Медведев, несмотря на «страшные имена и жуткие обстоятельства», в «Витьке Чесноке» есть самое главное — магия кино, которая заставляет проникнуться к героям искренней симпатией. Также фильму не откажешь в стиле, юморе и драйве, ставящих его практически в один ряд с ранними работами Дэнни Бойла и Гая Ричи. Единственное, что пока не хватает колоритному роуд-муви — дистрибьютора, который решился бы выпустить его в российский кинопрокат.

Еще одним достойным открытием «Окна в Европу» можно назвать Петра Тодоровского. Продолжатель известной кинодинастии представил в Выборге свою первую режиссерскую работу — романтическую комедию «Лавстори», которая была удостоена приза президента фестиваля. По жанру его фильм также можно отнести к роуд-муви, но только картинка тут уже вполне гламурная и благополучная.

Главный герой, актер по образованию и призванию, никак не может обрести себя в профессии. В ожидании ролей он зарабатывает на жизнь в качестве водителя лимузина. Однажды ему поступает нетривиальный заказ — отвезти клиента из Москвы в Сочи. К его ужасу, пассажиром оказывается его бывшая, с которой они не виделись около 10 лет. Как оказалось, за это время когда-то трепетная девочка успела превратиться в жеманную и циничную фифу, живущую за счет богатых мужчин. Общение между героями сначала не очень клеится, но постепенно — согласно правилам жанра — лед между ними тает и подзабытые чувства вспыхивают с новой силой.

В оригинальности или излишней глубине «Лавстори» точно нельзя обвинить, но с другой стороны, Тодоровскому удалось сделать качественную жанровую историю, что для современного отечественного кинематографа — уже редкая удача. Одно из главных достоинств фильма — актерский дуэт Александра Петрова и Вильмы КутавичютеВосьмерка»), между которыми действительно возникает то, что называется «химия». И, если для «звездного» Петрова эта работа — «одна из», то для прекрасной, харизматичной Кутавичюте — вполне может оказаться путевкой в большое кино.

Учитывая, что 8 из 11 конкурсных работ были сняты начинающими постановщиками, приз в категории «Лучший дебют», который получила драма «Лес», можно приравнивать практически к Гран-при. Вероятно, в данном случае жюри оказалось под впечатлением от поистине шекспировских страстей, творящихся в картине Романа Жигалова. Ее события разворачиваются в отдаленной деревушке. Отец и сын питают нежные чувства к молодой замужней соседке Катерине. Сама «роковуха» отдает предпочтение юному поклоннику, которому свидания приходится совмещать с уроками в школе. Их идиллия задевает отвергнутого ухажера, а у того и так нервы на пределе — местные авторитеты планомерно пытаются отобрать его лесопилку. Как говорится, чем дальше в лес — тем больше дров. Страсти накаляются — семьи рушатся, судьбы ломаются, кровь льется обильно.

По словам Жигалова, про создание картины можно было бы снять самостоятельную драму. Работа над проектом началась еще пять лет назад, однако ее пришлось заморозить на определенное время после того, как из него вышли продюсеры вместе с частью бюджета, полученного от Министерства культуры. В итоге Роману Жигалову пришлось по второму разу искать финансирование и самому заниматься продюсированием. Судя по реакции критиков и жюри «Окна в Европу», все было не напрасно.

Среди наиболее цельных работ конкурса можно выделить социальную драму «Ничей» Евгения ТатароваЭкспириенс») про подростка, оставшегося сиротой после смерти матери. Мальчика отправляют в интернат, откуда его вызволяет родная тетка — одинокая женщина за 50, живущая в глухом региональном городишке. Тетку он практически не знает и жить с ней не хочет, мечтая, что его возьмет к себе старший брат — как только того выпустят из тюрьмы. Пока же ребенку приходится привыкать к чужому городу, терпеть предвзятое отношение к себе со стороны учителей, стычки с одноклассниками и пьяных подруг своей опекунши. Вечно актуальная тема ненужных детей в данном случае решена без излишней «чернухи», но психологически убедительно и пронзительно. И немалая доля заслуги в этом принадлежит 13-летнему актеру Олегу Чугунову, который за свою работу был удостоен приза как лучший исполнитель главной роли.

Получившая награду за визуально-музыкальное решение биографическая драма «Хармс» Ивана Болотникова рассказывает о зрелых годах гениального советского поэта вплоть до его трагической кончины. вВ обратном случае, история будет выглядеть несколько сумбурно — здесь нет линейного повествования, нет объяснений тем или иным событиям и поступкам. Режиссер выносит на суд зрителей не историческую летопись, а скорее колоритную иллюстрацию к ней.

Отдельного упоминания заслуживают картины «Цензор» и «Добрый вечер», отвечающие в конкурсе за экспериментальный кинематограф, к которому, надо признать, выборгский зритель оказался не совсем готов — с показов обеих лент из зала сбегали толпами.

«Цензор» Константина Шелепова рассказывает о мире будущего, в котором компьютерные игры достигнут такого уровня визуализации, что будут неотличимы от реальной жизни. Агрессия, творящаяся в них, заставят правительство организовать спецподразделение «Отдел Ц», цель которого — выявлять игры, в которых градус жестокости переходит все допустимые рамки. Зрителям, далеким от геймерской тусовки, смотреть это действо, длящееся к тому же дольше двух часов, невыносимо — на экране все это время нескончаемым потоком идут сценарии различных шутеров с обилием насилия и крови. А вот для игроманов «Цензор», возможно, станет настоящим подарком — фильмов с такой степенью погружения в «виртуальную реальность» в отечественном кино, пожалуй, еще не было.

В свою очередь, «Добрый вечер» режиссера Федора Константиновича представляет собой черно-белую концептуальную конструкцию из четырех частей, которую разыгрывают четыре актера. По сюжету в придорожном подмосковном мотеле одновременно оказываются монашка, проститутка, бандит и писатель, между которыми завязываются непростые взаимоотношения. Вся же шутка этого кино заключается в том, что в каждой части фильма разыгрывается один и тот же эпизод, но только актеры меняются ролями друг с другом, раз за разом примеряя на себя то рясу, то неглиже, то прикид гопника с окраины, то шмотки столичного мажора. Затейливая идея оказывается чересчур сложной для восприятия — условность перевешивает содержание — и осилить картину целиком смогли лишь законченные синефилы.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер