Рецензия на сериал «Мистер Мерседес»

Кирилл Горячок рассказывает о третьей в этом году экранизации Стивена Кинга – детективном сериале «Мистер Мерседес», в котором бывший детектив в исполнении Брендана Глисона ловит маньяка.

После тридцати лет службы детективом Билл Ходжес выходит на пенсию. Однако заслуженный отдых не радует старика: здоровье уже не то, близких и родственников у него нет, дети во дворе постоянно забрасывают мяч на его участок, а соседка донимает советами по хозяйству. И все бы ничего, но осталось одно дело, которое не дает бывшему копу покоя.

Два года назад неизвестный на Мерседесе с разгона въехал в толпу людей. В числе жертв оказались женщины и дети. Никаких улик не осталось и преступника так и не удалось опознать. Все это время Ходжес винил себя в проколе и стал практически одержимым делом Мерседеса. Коллеги же по службе давно закрыли глаза на инцидент, благо что маньяк с тех пор не давал о себе знать. И вот одним вечером Билл получает электронное послание от убийцы. Тот затевает психологическую игру с отставным полицейским, и Ходжес, в надежде поймать негодяя, принимает вызов.

Свой первый чисто детективный роман «Мистер Мерседес» Стивен Кинг написал в 2014 году. Классическая история об одиноком следователе, идущем по пятам за хитроумным маньяком, отличалась от всего, что писал автор до этого. И хотя поклонники остались довольны, книга вряд ли когда-либо станет одной из визитных карточек «короля ужасов».

Зато идея экранизации книги родилась почти сразу, и сам Кинг поддержал проект в качестве исполнительного продюсера. Шоураннером минисериала назначили не последнего человека на телевидении — Дэвида Э. Келли, ответственного за «Большую маленькую ложь» и «Голиафа». И в его руках «Мистер Мерседес» получился на пару голов выше большинства адаптаций Кинга за последние несколько лет.

Создатели явно абстрагировались от наследия писателя и старались сделать, прежде всего, крепкий образец жанра. Сам Кинг, говоря о стиле своей книги, упоминал «крутые детективы» начала прошлого века. В «Мистере Мерседесе», как и в произведениях, скажем, Дэшилла Хэммета, центральной фигурой является следователь, который вовсе не раскрывает таинственное дело, разыскивая улики и применяя дедуктивный метод, а решает проблемы, бросаясь на рожон, в самое пекло.

Билл Ходжес, конечно, отличается от своих коллег по жанру, прежде всего тем, что староват для перестрелок и общения с дорогими проститутками. Пенсионер-социопат под нескончаемым похмельем целые дни просиживает в кресле и вечно забывает покормить черепаху, чем-то смахивающую на своего хозяина. Брендан Глисон, исполнивший главную роль в сериале, не только мастерски демонстрирует внутренний надлом, сломленного депрессией и лишним весом полицейского, но заставляет сопереживать этому брюзжащему старику, которого никто, кроме зрителя, любить не может.

Его антиподом становится молодой Мистер Мерседес, который страдает от вожделения к собственной матери-алкоголичке и унижений на работе от излишне патриотичного босса. По традиции «крутых детективов» зрителя лишают удовольствия угадывать на протяжении сюжета кто убийца — злодея сразу же раскрывают во всей красе и уродстве.

По части изображения насилия «Мистер Мерседес» вполне оправдывает свой взрослый рейтинг. Открывающая сериал сцена со смертью невинных людей под колесами сегодня смотрится страшнее и реалистичнее. Но и без этого, создатели не поскупились на натуралистичные детали быта как отставного копа, так и маньяка-извращенца. А уж как матерится на прохожих Глисон!

«Мистер Мерседес» глубоко погружает в психологию главного героя и не торопится акцентировать внимание на основном расследовании. Прелесть сериала как раз раскрывается в незначительных деталях, вроде общения детектива с черепахой или его диалога с соседкой о сексе. Все это делает сюжет интересным не только поклонникам Кинга, но и вообще довольно выразительным и неглупым триллером, исследующим темы долга и старения. Хочется верить, что нас ожидает адаптация и двух продолжений истории Билла Ходжеса, конечно, с Глисоном в главной роли.

Поделиться