НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Двуличный любовник»

Алексей Филиппов, 20 октября 2017, 17:34:00

Алексей Филиппов посмотрел психологический триллер Франсуа Озона «Двуличный любовник» и считает, что французский режиссер продолжает провоцировать зрителей. 

К 25 годам француженка Хлоя (Марина Вакт) пришла с нехитрым грузом: ненависть к матери, загубленная карьера модели, тщетные поиски работы, сожительство с котом и перманентные боли в животе. С последней проблемой она периодически ходит к врачам, те ее осматривают и ничего не находят, но раз жалуется, видимо, проблема есть — самое время обратиться к психиатру. Хлое советуют милого и тихого Поля (Жереми Ренье), тот ее слушает, задает вопросы, стеснительно улыбается — и это помогает. Девушка устраивается на работу в музей, страшно благодарит спасителя, а тот на одном из сеансов признается, что больше не в состоянии ее лечить (влюблен-с). Отношения перетекают в менее строгие интерьеры — уже совместной квартиры. Покой Хлое однако только снится: она начинает подозревать возлюбленного в чем-то нехорошем и принимается ворошить его прошлое. Для начала там обнаруживается брат-близнец Луи, который работает по тому же профилю, но отличается склонностью к доминированию — пациентов держит в ежовых рукавицах, берет по 150 евро за сеанс, а иногда и вовсе переходит грань.

«Двуличный любовник» Франсуа Озона содержит некоторое количество сюжетных кульбитов, но все они «проговариваются» заранее на визуальном уровне (реже — в диалогах), отчего кажется, что француз подтрунивает над теми, кто воспринимает кино исключительно как историю, разыгранную актерами. С этой позиции, конечно, здесь тоже есть на что посмотреть: от Вакт и Ренье невозможно оторвать глаз, не говоря уже о множащихся интригах. Вместе с тем Озон предлагает смотреть фильм, снятый явно глазами пациентки, с позиции врача, которого интересует не что сказано, а как. Сам французский режиссер, чутко воспроизводящий внутренний мир Хлои, определенно занимает эту позицию. Четкая композиция кадра, изобилие зеркал и антураж, неизменно отражающий ее внутренние переживания. Немудрено переключиться с более-менее конвенционального сюжета на визуальное повествование, которое рассказывает гораздо больше и разнообразнее.

Проза, впрочем, побеждает: Франсуа Озон, подчиняясь жанру психологического триллера, дает очевидное объяснение происходящему, хотя сумерки человеческой души ему явно интереснее. Психологическая зависимость, мрачное прошлое партнера, доминантная и подчиняющаяся стороны личности. Лишившись некоторое время назад статуса анфан терибля, Озон спокойно занялся психологически точными портретами на самые разные темы: будь то бесшабашная юность, как в «Молода и прекрасна» с той же Вакт, или травмы Первой мировой войны в прошлогоднем «Франце». В «Двуличном любовнике» он, правда, слегка зрителя провоцирует, но на дворе уже не 90-е или 2000-е: женскую физиологию странно воспринимать за аттракцион. Особенно в истории, предполагающей (уже на уровне названия) определенную интимность.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер