НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Интервью
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Виктор Сальва: «Я не большой поклонник франшиз»

    , 5

    В связи с выходом триквела-интерквела «Джиперс Криперс 3» «Киномания» списалась с создателем франшизы Виктором Сальвой по электронной почте, чтобы поговорить о жанре хоррора в целом и корнях монстра Крипера в частности.

    Крипер — один из лучших монстров, созданных в 2000-е. Не могу не спросить: как вы его придумали?

    Вы имеете дело с фанатом киномонстров со стажем более пятидесяти лет. Еще с тех пор, как меня напугала Маргарет Хэмильтон в роли Злой Ведьмы Запада в «Волшебнике страны Оз», — через мою подростковую любовь к Рэю Харрихаузену и его бесчисленным фэнтези-монстрам и невероятным созданиям, вплоть до моего самого любимого киносущества Жаброчеловека из «Создания из Черной Лагуны», и, если честно, включая Брюса, белую акулу из «Челюстей», из-за которого в 1975-м я, шестнадцатилетний, и захотел снимать кино — всю свою жизнь я мечтал добавить к ним ко всем свое собственное создание.

    И после того лета, когда в прокате оказались два хоррор-блокбастера, «Ведьма из Блэр» и «Шестое чувство», у меня появилась такая возможность. Благодаря двум этим жанровым шедеврам, которые принесли огромный доход, каждая студия захотела выпустить фильм ужасов, и я начал писать что-то в духе того, о чем думал еще школьником, когда ужасы были для меня единственным, что имело значение.

    Думаю, Крипер не появился бы, если бы не было всех тех историй, которые сформировали мои собственные идеи. Было бы неправильно не поблагодарить всех, кто был до меня.

    Что вдохновило внешность и мифологию Крипера?

    Я отталкивался от того, что хотел создать уникального персонажа хорроров. Мне представлялся монстр, который на первый взгляд выглядел бы как старик в лохмотьях, передвигающийся где-то в сельской глухомани, где он привлекал бы как можно меньше внимания. Когда герои понимают, что перед ними совсем не человек, уже слишком поздно. Что-то похожее провернул Гильермо дель Торо в «Мутантах».

    В случае с Крипером я хотел обыграть эту пугающую идею с помощью природы. Она дает разным существам камуфляж, чтобы защитить вид, но иногда — чтобы помочь хищникам. Например, жутковатое растение венерина мухоловка остается закрытым и незаметным, пока добыча не окажется достаточно близко.

    На самых первых раскадровках лицо Крипера было изображено с двумя огромными крыльями, как у летучей мыши, которые выглядели как складки и морщины на высохшем лице, пока не раскрывались.

    Практические эффекты были невозможны, а компьютерные — недоступны. В первом «Джиперсе Криперсе» было мало цифровых эффектов. Но правильно снятые моменты «разоблачения» могут стать переломными для идеи. Я такие кадры называю «бог-ты-мой-моменты». Помню, как спросил знакомую, какой самый страшный способ умереть. Она без раздумий ответила: «Быть съеденной заживо». Так у нашей твари появился аппетит. Следующей задачей было создание мотива. Я не хотел, чтобы Крипер убивал ради удовольствия или из-за жажды мести. Крипера делают притягательным устрашающие, изобретательные и безудержные повадки охотника. Мы хотели, чтобы он был умным, хитрым, даже творческим. И чтобы менялся, преподнося сюрпризы, — особенно в те моменты, когда зрителю кажется, что он наконец-то разобрался в поведении Крипера.

    «Джиперс Криперс 3» очень отличается по тональности от предыдущих фильмов, чего я не ожидал, но что мне очень понравилось. Это идеальный полуночный фильм. В нем больше юмора, и он мне напомнил фильмы ужасов 50-х годов и «Американского оборотня в Лондоне». Почему вы решили поменять тон?

    Я пытаюсь менять тон каждого фильма, который я делаю. Включая серию «Джиперс Криперс». На меня сыпалось много критики в связи с первым сиквелом, потому что фанатам показалось, что он недостаточно похож на первый фильм. С одной стороны, это понятно, но только не с точки зрения режиссера. Сделать картину очень трудно — обычно это занимает год жизни или больше. В случае с «Джиперс Криперс 3» — пятнадцать лет. Не хочется тратить так много времени на то, чтобы постоянно делать одно и то же.

    Ощущения от «Джиперс 3» другие по многим причинам. Каждый фильм формируется из большого количества факторов. В основном конечный результат зависит от бюджета. Нельзя рассказать историю, которую не можешь себе позволить. В «Джиперс Криперс 3» масштаб истории не такой, как в двух предыдущих фильмах. Но у нас по-прежнему достаточно снятых с размахом эпизодов. Но мы сделали больше дневных сцен с Крипером, сократив тем самым количество ночных эпизодов и немалые затраты на них. Как бы там ни было, идея хоррора, снятого днем, пришлась мне по душе. У нашего маленького бюджета было и преимущество: приходилось выкручиваться и включать воображение вместо того, чтобы решать проблемы, бросаясь деньгами. Еще мы хотели дать фанатам, к которым я прислушивался последние пятнадцать лет, то, что они хотели: больше крипомобиля, например.

    Одежда Крипера напомнила мне о Диком Западе. Он как-то связан с этим периодом в американской истории?

    Крипер связан едва ли не со всеми периодами американской истории. И, возможно, даже с более ранними периодами в истории других стран. Его одежда — продолжительный показ мод ужасов, собранный из жертв разных эпох. Закономерно, что он носит длинные плащи, чтобы спрятать под ними рептилиеподобное тело и огромные крылья. Его плащ из вестернов — часть его личности.

    Я ожидал, что в «Джиперс Криперс 3» будет больше предыстории Крипера. Весь фильм я ждал какой-то разгадки, но ее все не было. Почему вы не хотите дать нам больше подробностей о его происхождении?

    Чтобы вы чувствовали себя и довольным, и в то же время неудовлетворенным. Мы дали чуть больше информации о его происхождении, но, если я что-то и узнал за годы, что снимал кино, это когда выкладывать свои карты, а когда держать их при себе. Что есть Крипер и зачем он здесь? Это, конечно же, станет известно. Но после почти двадцати лет, в течение которых люди задавались вопросом, что такое Крипер, я не хочу растрачивать силу ожидания — величайший инструмент рассказчика, — просто снабдив рассказ предысторией о том, как появилось это существо и почему у него только 23 дня на поверхности каждые 23 года, чтобы дозаправиться.

    Кстати, почему именно 23 дня каждые 23 года? Почему именно это число?

    Если навести справки о числе 23, то выяснится, что это одно из самых странных и самых важных чисел в науке и биологии. Я также использовал его в своем фильме «Дом призраков», и был еще фильм об этом числе и его значении — «Роковое число 23» с Джимом Керри. Ну, а чтобы история выглядела совсем уж мистической, придется углубиться в прошлое: я выбрал 23 года и 23 весны еще до того, как обнаружил, насколько сильным и сверхъестественным было это число, когда мой триллер «Семейные тайны» показали на ЛГБТ-кинофестивале в Сан-Франциско — 23-м ЛГБТ-кинофестивале в Сан-Франциско. В моем офисе висела ярко-красная открытка с жирно набранным числом 23. Когда я писал сценарий первого «Джиперса Криперса» и мне понадобилось некое число, я просто посмотрел на эту картинку и, будто Кайзер Созе, автоматически перенес число 23 в свою историю. Еще до начала съемок рассказал мне о значении этого числа, и я был просто поражен.

    Какая у вас любимая сцена убийства во всей трилогии?

    У меня нет любимой «сцены убийства». И я не называю сцены из моих фильмов «сценами убийства», хотя понимаю ваш вопрос. Я не рассматриваю своих персонажей как потенциальных жертв, и, если и показываю насилие, оно никогда не становится моей любимой частью фильма. Также я не думаю, что в этом сила моих фильмов, и, наверное, поэтому у «Джиперсов» особенные поклонники, не такие, как у большинства хорроров. Мои фильмы строятся не на насилии, а на саспенсе. Это главная движущая сила всех великих фильмов Хичкока и других по-настоящему страшных хорроров, которые мне нравятся — «Хэллоуине» Карпентера, например. Мне нравится, когда меня пугают на совесть.

    Мне нравится мрачная поэзия и кладбищенский юмор хорроров. Для меня это, например, сцена, в которой Крипер пытается зубами вырвать язык из оторванной головы полицейского, и все это происходит на фоне рекламного щита с надписью: «Чертовски вкусно».

    Меня спрашивали, почему в «Джиперсах» не так много насилия. Что ж, если вам нужны реки крови, есть много режиссеров, которые этим занимаются. Но это за пределами моего представления о том, каким может или должен быть хоррор. Поймите меня правильно: я не имею в виду, что фильмы или какие-либо другие произведения искусства обязательно «должны» соответствовать каким-то критериям. Просто каждый режиссер должен быть тем, кто он есть, и рассказывать историю так, как ему это свойственно. Вот я смотрю на мир и вижу, что в нем и так достаточно крови, вываливающихся кишок и мрака, и понимаю, что это, наверное, не моя манера рассказывать истории. Однако это не означает, что я совершенно отстранился от кровавых сцен — когда они действительно необходимы, я их использую. И если вам кажется, что в моих фильмах мало крови, посмотрите финал «Дома призраков».

    Не думаю, что есть какие-то особые навыки, позволяющие показать красочное насилие — это может сделать любой дурак. Разве что речь идет о чем-то по-настоящему мрачно-поэтичном — например, о сцене в гениальном «Омене» Ричарда Доннера, когда голову Дэвида Уорнера отсекает стеклом в замедленном действии с разных ракурсов.

    Долгое время вы собирались снимать другой сценарий под названием «Джиперс Криперс: Собор». Куда бы вела эта история?

    Много лет «Джиперс Криперс: Собор» должен был стать третьим фильмов во франшизе. Этот сценарий оказался в интернете, и его часто принимали за последний «Джиперс». Я с нетерпением ждал запуска «Собора» — логичного продолжения сюжета «Джиперс Криперс 2» с того момента, как мы оставили Джека Таггарта (Рэй Уайз) ждать, когда Крипер сойдет с креста в его амбаре. Я был раздражен непонятной ситуацией с финансированием картины, и спустя несколько лет начал понимать, что «Собору», видимо, не суждено быть снятым. При этом IMDb и ряд других ресурсов раз восемь или девять за последние пару лет сообщали, что фильм снят и готов к выходу. Это еще что — я видел посты некоторых актеров в Facebook, в которых они писали, что снялись в «Соборе»! Мы к этому в конечном итоге привыкли — после стольких преувеличений и откровенного вранья, когда неверно информированная публика его подхватывает и несет в интернет.

    В то же время телевидение начало вступать в свой золотой век. Сериалы вдруг стали выглядеть и восприниматься как кино: «Карточный домик», «Во все тяжкие», «Западное крыло», «Убийство на пляже», бесконечный парад британских мини-сериалов от ITV и BBC, который не были похожи ни на что из того, что я видел. От хорошо рассказанных историй, развивающихся за шесть, десять или даже двенадцать часов, было впечатление как от романа. Много пространства для персонажа и сюжетных ответвлений — это самое восхитительное, что мне довелось увидеть, и все это было на экране телевизора.

    Я так вдохновился, что сам попытался сочинить сериал. Действуя в соответствии с тайным и вечным желанием пойти по стопам Рода Серлинга, я написал двенадцатичасовой сезон шоу, которое назвал «Графство Похо». Нет, Крипера в сериале не было. Это был мистический триллер, в котором я хотел отразить дух «Секретных материалов» — сериал должен был быть достаточно драматичным, мрачным и загадочным, чтобы казалось, что каждую неделю смотришь часовой фильм ужасов, в котором рассказывалось бы про чудака-детектива, приехавшего в сельскую глушь, чтобы сразиться с невиданным злом, называемым Бегемот.

    Вы большой фанат фильмов ужасов — не могли бы назвать какие-нибудь из своих любимых франшиз? В этом году многие из них вернулись к жизни — «Детская игра», «Чужой», «Техасская резня бензопилой», «Пила», «Амитивилль». Почему люди до сих пор хотят, чтобы эти франшизы снова и снова возвращались, и нравятся ли они вам?

    Да, я фанат фильмов ужасов, но не большой поклонник франшиз. Хотя есть исключение: мне нравится, в какие разные миры отправляет нас «Чужой», и разный подход режиссеров, которые работали над франшизой — Ридли СкоттаДжеймса Кэмерона и, в особенности, Дэвида Финчера. И, если честно, хотя мне очень понравилось работать с Тобином Беллом над «Домом призраков», и я надеюсь поработать с ним снова, я не видел ни одной «Пилы».

    Другое дело, если считать франшизой серию ремейков. Мне, например, понравилось оригинальное черно-белое «Нечто», я был в восторге от версии Карпентера, и последняя лента мне тоже очень понравилась. Все эти фильмы можно считать частичками великого рассказа Джон Кэмпбелла «Кто идет?», на котором они основаны. То же самое могу сказать о «Вторжении похитителей тел» Дона Сигела, одном из моих самых любимых фильмов всех времен. А потом я был в таком же восторге от ремейка Фила Кауфмана с Дональдом Сазерлендом, и еще мне очень понравился следующий ремейк, на этот раз режиссера Абеля Феррары, которому помогла поразительная операторская работа Бояна Бацелли. Видимо, дело в силе самого романа Джека Финни, попадавшего в руки талантливых рассказчиков.

    Ранее я упоминал оригинального «Омена», снятого Ричардом Доннером. Вот вам один из моих самых любимых фильмов ужасов — из всех, что я знаю, этот фильм, наверное, максимально приблизился к идеалу хоррора: ни одного неверного шага, ни одной фальшивой ноты.

    2017-й был значимым годом для хорроров. Вам понравились какие-нибудь новинки — например, «Прочь», «Сплит», «Оно приходит ночью»?

    Из всех фильмов, что вы упомянули, мне удалось посмотреть только «Прочь», и я влюбился в это кино. Фильм потрясающий, страшный, с хорошими актерами, здорово написанный и визуально захватывающий. Своей изобретательностью и хичкоковским саспенсом он, можно сказать, взял меня за горло. Из кинотеатра я вышел полным энергии и был рад за Джордана Пила.

    Фрэнсис Форд Коппола спродюсировал первые два «Джиперса Криперса». Он как-нибудь связан с «Джиперсом Криперсом 3»? Он видел фильм?

    Фрэнсис особенно не участвует в делах Zoetrope [American Zoetrope — производственная компания Копполы — прим. ред.] уже давно, насколько я понимаю. Студией уже несколько лет управляет его сын Роман, и я не знаю, видел ли он или Фрэнсис законченный фильм. Пост-продакшн был хаотичным — мне никогда раньше не доводилось выпускать фильм в такой спешке. Я знаю, что Zoetrope сочли, что недостаточно вложились, чтобы вставить свой логотип в начале этого фильма, как это было в случае с первой частью, но «Джиперс Криперс» — их собственность. Я его сделал, но они им владеют. И я благодарен за их любовь и поддержку все эти годы, и за то, что они, так сказать, позволяют мне оставаться у руля.

    Читать также полярные мнения о «Джиперс Криперс 3»: отрицательная рецензия на RussoRosso (Максим Бугулов), положительная рецензия на «Киномании» (Михаил Моркин) и мини-интервью «Виктор Сальва — о франшизе "Джиперс Криперс", нервном срыве монстра и планах на сериал» (RussoRosso). 

    КОММЕНТАРИИ 5
    Какое бы не было спонсирование фильма,если сама идея "ИДИОТСКАЯ" и сделана "ТЯП ЛЯП" ,то как не "Дуди ты нам в голову" про проблемы в создании фильма и что ты собирался снимать "СОБОР" а снял "ПАНОС" -это исключительно проблемы режиссера!
    Мишаня отдельно мерси,а то много критики высыпалось,даже кто то пальцы оскальпировать с длани пытался))),интересно было почитать!
    Рад, что понравилось, Роман.
    Очень занятное чтение, спасибо!
    Мне нравиться стиль Виктора, у него необычные идеи и это я считаю достойно! Многие хотели увидеть побольше грузовик Крипера, а теперь всё ровно многие не довольны. Я не понимаю, почему ?! Да, в фильме слабые эффекты, но эффекты даже незаметны, и эффекты в фильмах не главное! Я люблю все два фильма и пересматриваю много раз... Как фанат Крипера, я бы поддерживал фильм, если бы он был плох, но всё таки это не так! Фильм ШИКАРЕН! Если кому то нужно больше насилия, или много крови в фильмах, смотрите пилу. Многие говорят, фильм уже не пугает, понятное дело, почему он должен пугать, если Крипера уже знают все! Я полностью согласен с Сальвой: "На меня сыпалось много критики в связи с первым сиквелом, потому что фанатам показалось, что он недостаточно похож на первый фильм. С одной стороны, это понятно, но только не с точки зрения режиссера. Сделать картину очень трудно — обычно это занимает год жизни или больше. В случае с «Джиперс Криперс 3» — пятнадцать лет. Не хочется тратить так много времени на то, чтобы постоянно делать одно и то же". Не будет же он делать одно и тоже! Фильм выглядит по другому, не как первые два фильма, но так и должно быть! Фильм очень атмосферный! Я сразу понял, ещё до выхода фильма, что он не раскроет его секрет, чтобы продлить фильм ещё на несколько частей. Мне всё понравилось. Огромное спасибо Виктору, что он продолжил снимать. Я ожидал от этого фильма то, что я действительно хотел увидеть и я не хотел, чтобы это было последней главой франшизы, всё так и случилось! Всё так, как я и ожидал! Виктор Сальва его создал, а не критики, которые поливают фильм грязью, будто они знают историю Крипера и моогут сделать лучше, чем его создатель! Тем, кому не понравился, или не понравиться фильм, тот и не фанат Крипера вовсе! Моя оценка фильму 10/10 Огромная благодарность сайту ещё за интервью! Спасибо большое! Я очень сильно ждал и надеялся, что интервью Виктора Сальвы выйдет в скором времени и это произошло! Спасибо огромное!

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.