НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Атлантида»

Сергей Оболонков, 29 ноября 2017, 18:42:00

Сергей Оболонков – о испано-французском сайфай-хорроре Ксавье Жанса «Атлантида».

«Атлантида» (оригинальное название — «Холодная кожа») — экранизация романа-бестселлера, опубликованного в Испании в 2002 году, а затем переведенного чуть ли не на 40 языков. Постановкой картины занимался Ксавье Жанс, имя которого ассоциируется в первую очередь с хоррорами и «новым французским экстримом».

1920-е годы. Молодой мужчина с загадочным прошлым (Дэвид Оакс) приезжает на уединенный остров, чтобы провести там года в качестве метеоролога. На этом посту он должен сменить своего предшественника — однако его не оказывается на месте. Единственный обитатель острова, неряшливый и хамоватый смотритель маяка (Рэй Стивенсон), сообщает, что предыдущий метеоролог умер от тифа. Однако в первую же ночь в хижину, где поселяется герой Оукса, начинают ломиться какие-то агрессивно настроенные люди-амфибии; становится понятно, что дело вовсе не в тифе.

Сперва хочется отметить, что заголовок, под которым лента выходит в российский прокат, — обманка. Ни о какой древней цивилизации в фильме речи не идет. Хотя монстры — или по крайней мере некоторые из них — со временем начинают вызывать даже что-то напоминающее симпатию (предсказуемо: ведь это кино в том числе о том, что человек и сам может превратиться в страшное чудовище), зрителям не сообщают, ни откуда они взялись, ни как они дошли до жизни такой. Не ждите, что вас отправят на экскурсию по затонувшему государству. Впрочем, это не значит, что лента получилась незрелищной: с видами тут все в порядке, на волны, накатывающие на скалистый берег, можно смотреть до бесконечности. Просто надо понимать, что работа Жанса — не фильм-приключение, а довольно камерный проект, попытка соединить старорежимную фантастику и не слишком амбициозный хоррор.

Проблема в том, что «Атлантида» не работает ни как sci-fi, ни уж тем более как фильм ужасов. Для фантастики тут слишком мало деталей, из которых можно было бы сложить альтернативный мир. Да, нам сообщают, что у морских тварей имеется ритуал, заключающийся в выкладывании кругов из камней на берегу. Но что это такое — попытка ли установить контакт с людьми? Оплакивание ли погибших родственников? Кажется, даже сами создатели картины не уверены.

Для хоррора же «Атлантида» слишком беззуба, особенно если сравнивать ее с предыдущими работами Жанса: полным метром «Граница» или короткометражкой о радикальном методе борьбы с лишним весом, вошедшей в альманах «Азбука смерти». Любопытно, что в фильмах, буквально залитых кровью, находилось место для социально-политических высказываний. В новой ленте режиссер понижает уровень насилия — и одновременно как будто бы разучивается говорить четко и ясно. Кстати, в литературном первоисточнике о причинах, приводящих героя на остров, рассказывают несколько подробней. В «Атлантиде» же Жанс, когда-то слывший режиссером-радикалом, сбивчиво и вяло бубнит что-то про попытки примириться с прошлым и регулярно возникающую необходимость сбежать от цивилизации.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер