НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Зови меня своим именем»

Валерия Высокосова, 8 января 2018, 16:28:00

Валерия Высокосова – о завершающей главе «трилогии желания» итальянца Луки Гуаданьино и одном из самых нашумевших фильмов прошлого года.

Благопристойное семейство прекрасно проводит традиционный летний отдых на роскошной вилле где-то на севере Италии: папа-профессор (Майкл Сталбарг), мама-переводчик (Амира Касар) и очаровательный кудрявый Элио (Тимоти Шаламе) заполняют досуг вдумчивым созерцанием безупречных пейзажей, философствованиями на трех языках, музицированием и ежевечерним чтением вслух. Мерное течение их жизни прерывает приезд аспиранта Оливера (Арми Хаммер), своенравного красавца, который предпочитает предаваться иным развлечениям — днем он играет в карты с престарелыми итальянцами, вечером флиртует с итальянками всех возрастов, ночами пропадает неизвестно где и дерзко прерывает любой разговор небрежным «Бывай!». Обаяние необычного гостя приходится по нраву не только расслабленным летним солнцем девушкам, но и семнадцатилетнему Элио — их взаимная симпатия быстро перерастает в страстный роман, которому, впрочем, не суждено продлиться долго.

Мелодраму «Зови меня своим именем» впервые показали на фестивале «Сандэнс» в начале 2017-го: трогательная история любви подростка из интеллигентной семьи и американца свободных нравов тогда произвела настоящий фурор среди критиков, а после продолжила завоевывать новых поклонников по всему миру, возглавив не один топ лучших картин года. Такое единодушие в оценке фильма как минимум удивляет, тем более, что объяснить его секрет логически вряд ли получится; наоборот, полное отсутствие здравого скептицизма при просмотре ему, как и всякому нежному чувству, идет лишь на пользу.

Итальянец Лука Гуаданьино создал «Зови меня своим именем» по сценарию Джеймса Айвори — человека, который более полувека снимал, писал и продюсировал изящные картины о проблемах аристократов, чем заслужил статус самого британского из американских режиссеров. Гуаданьино и сам не упускает возможности разобраться в перипетиях высшего общества: так, герои его предыдущего фильма «Больший всплеск» переживали внутренний кризис возле бассейна на итальянской вилле, потягивая дорогой алкоголь и меняя один за другим дизайнерские наряды.

Антураж «Зови меня своим именем» в целом остается тем же, но сама атмосфера меняется — лишенная коварства и интриг, она становится более человечной и близкой зрителю. Режиссер обращается к очень тонкой материи, достоверно рассказывая о первой любви и первом опыте отношений: метания Элио, его страхи, слезы и всепоглощающее счастье понятны каждому, кто хотя бы раз переживал нечто подобное. При видимом отсутствии какой-либо драматической коллизии, картине все равно удается держать зрителя в приятном напряжении — камера то и дело акцентирует внимание на таких моментах и прикосновениях, от которых буквально перехватывает дыхание. Подглядывать за близостью Элио и Оливера немного неловко, но оторваться просто невозможно.

Гуаданьино не делает из «Зови меня своим именем» чистую квир-драму: ни Элио, ни Оливер никак не рефлексируют на тему своей гомосексуальности, скорее являясь адептами любви, свободной от предрассудков, и потому не подвергаются осуждению со стороны окружающих. Более того, Элио получает негласное одобрение родителей в момент романа и их серьезную поддержку, когда счастливое лето подходит к концу. Такая открытость в отношениях отцов и детей покажется кому-то нереалистичной или излишне мелодраматичной, но без проникновенного монолога Майкла Стулбарга, чей герой сумел подобрать правильное лекарство для разбитого сердца, картина осталась бы незавершенной.

«Зови меня своим именем» прямым текстом рассказывает о познании и принятии себя, о пользе любого опыта, поддержке и взаимопонимании, — всем том, что часто остается за кадром. Вот только усвоить этот урок лучше всего сразу, поскольку возвращение к фильму может легко разрушить его неуловимое обаяние.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер