НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Остров собак»

Михаил Моркин, 16 февраля 2018, 11:26:00

Вчера стартовал 68-й Берлинский кинофестиваль. Смотр впервые открылся анимационной лентой, но уже во второй раз – фильмом Уэса Андерсона. О впечатлениях от «Острова собак» рассказывает Михаил Моркин.

68-й Берлинский кинофестиваль открылся «Островом собак» – девятым фильмом Уэса Андерсона, чьи работы уже трижды участвовали в основном конкурсе немецкого смотра (а предыдущая, «Отель "Гранд Будапешт"», удостоилась здесь «Золотого медведя»). В этот раз техасский визионер снова после «Бесподобного мистера Фокса» использует stop-motion анимацию, чтобы рассказать о представителях семейства псовых, плотнее, чем когда-либо, наполняя кадр деталями.

Япония. Недалекое будущее. В преддверии выборов коррумпированный мэр Мегасаки Кобаяши отправляет всех собак города на Остров мусора, чтобы избежать эпидемии собачьего гриппа, который обещает вот-вот мутировать и стать заразным для людей. За решением, разумеется, скрывается не забота о префектуре, а политическая выгода и личная неприязнь: род Кобаяши издревле ненавидит лучших друзей человека. 12-летний племянник политика Атари не готов жить без любимого пса-телохранителя Спотса и отправляется разыскивать его на свалку, где пять альфа-догов попытаются помочь мальчику найти питомца.

Если в «Отеле «Гранд Будапешт» Андерсон признавался в любви Стефану Цвейгу и Европе 30-х, то «Остров собак» — наполнен цитатами из Акиры Куросавы и японскими сувенирами: здесь нашлось место и укиё-э (Хокусай пародируется открыто), сумо, барабанам тайко, хокку, собакам-роботам и даже Йоко Оно — практически всему, связанному со Страной восходящего солнца. Коктейль выдержан в типичной андерсоновской стилистике, в которую всегда входят ломающие четвертую стену рассказчики, симметричные мизансцены, зумы, hand-made-подход и маниакальная внимательность к деталям.

Поэтому символично, что «Остров» — фильм-билингв: в нем говорят то на английском, то на японском (причем перевод с последнего не подразумевается). Впрочем, не хотелось бы в дубляже слушать и англоязычных героев, ведь Андерсон собрал по-настоящему разношерстный актерский состав. Многочисленные роли озвучили как постоянные соратники Андерсона — Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Джефф Голдблюм, Боб Балабан, — так и новички его труппы — Скарлетт Йоханссонн, Брайан Крэнстон, Кою РанкинЛив Шрайбер и Грета Гервиг.

С каждой новой работой количество персонажей у Андерсона неизменно растет, и в «Острове» фон, на котором развивается история, несмотря на нарочитую двухмерность картинки, выдается вперед и становится важнее основного нарратива. Как и в случае с «Отелем», Андерсон предоставляет возможность политической трактовки сюжета: в данном случае, остров собак уместно представить в роли вынесенного за черту мегаполисов лагеря беженцев. Несмотря на реплики вроде «Ты здесь не чужая. У тебя есть документы», Андерсон, впрочем, не признается в осознанной политической ангажированности.

Как детская анимация «Остров собак» прекрасна, как политическая сатира достаточно беззуба, а как очередная работа Уэса Андерсона — стабильна.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер