НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Призрачная нить»

Кирилл Горячок, 16 февраля 2018, 20:35:00

Кирилл Горячок  о новом шедевре Пола Томаса Андерсона, в котором последнюю роль сыграл Дэниэл Дэй-Льюис.

Английский кутюрье Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис) одержим своей работой. Жизнь в его особняке подчинена строгим правилам, которые необходимо выполнять неукоснительно, иначе у мастера пропадет вдохновение и он будет не в силах завершить новый шедевр. А заказы он принимает только у самых богатых и значительных персон Британии. За порядком в доме и делах Вудкока следит его сестра Сирил (Лесли Мэнвиль), она делает все, чтобы никакие хлопоты не смогли повлиять на настроение любимого брата. Женщина в жизни Рейнольдса существует ровно до тех пор, пока она не потребует больше внимания и теплоты к своей персоне. Но однажды слаженный механизм мира Вудкока нарушается появлением простой деревенской официантки по имени Альма (Вики Крипс), неожиданно ставшей для художника объектом неистового вдохновения.

Впечатление, что Пол Томас Андерсон решил отойти от прославивших его эпических полотен («Нефть», «Мастер»), в случае с «Призрачной нитью» обманчиво. За изящными кружевами и английскими манерами нетрудно разглядеть ту же тему одержимости властью. В болезненных отношениях между мужчиной и женщиной Андерсон видит сумасшедшее желание обладания и приходит к весьма неожиданным выводам.

Кутюрье Вудкок равнодушен к женщинам, они лишь материал для его работы, которой он посвящает всего себя без остатка. Он остается верен лишь одной — своей покойной матери, некогда научившей его всему, что он знает. В подкладке одежды неизменно он хранит ее локоны, чтобы всегда помнить об усопшей, ощущать ее присутствие. Сестра хорошо понимает брата и старается во всем заменить ему мать, без сурового контроля которой кутюрье не сможет ни жить, ни работать. На новеньких девушек Сирил глядит свысока, ведь лишь она знает, что Рейнольдсу действительно нужно. Однако с Альмой дела обстоят иначе.

Довольно условный сюжет «Призрачной нити» оживает через полутона андерсоновского рассказа, манеру которого справедливо сравнить с ремеслом Вудкока, внимательно и страстно вышивающего кружева платья. Импрессионистская музыка Джонни Гринвуда, почти несмолкающая на фоне, подчеркивает сомнамбулическую атмосферу происходящего. «Призрачную нить» действительно есть соблазн сравнить с готическим романом, недаром в пустынном особняке Вудкока тут и там возникают старинные проклятия и привидения. 

Неспешно и осторожно Андерсон сталкивает трех главных персонажей, конфликт между которыми происходит практически целиком внутри, а не снаружи. Наблюдать за метаморфозами их отношений очень интересно, а диалоги и почти абсурдные ситуации, которые в особняке Вудкока нередкость, полны садистского юмора и саркастических интонаций. Конечно, Дэй-Льюису просто нет равных в современном кино по степени актерской выразительности. Его жесты, позы и мимика полны такой глубины и органичности, что невозможно оторвать глаз. Выступить наравне с ним задача не из легких, но Вики Крипс прекрасно с ней справилась, актриса — настоящее открытие Андерсона: легкая, светлая и одновременно коварная и холодная.

Такой же оказывается и вся «Призрачная нить», за каждым пролетом лестниц таящая сюрпризы. За внешним лоском любовной истории и трагедии одинокого художника ловко упрятан модернистский роман, своеобразный привет из эпохи Фрейда и Артура Шницлера. Это история патологического эдипова комплекса, который причудливым образом становится источником как творческой энергии, так и безумных страданий. Любовь как самая жестокая болезнь — такой декадентской красоты в кино, кажется, не было давно.






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер