НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Десять фильмов о журналистах

Алла Гугель, 7 марта 2018, 14:34:00

Так как «Секретное досье» осталось без премий «Оскар», в утешение предлагаем Стивену Спилбергу и вам прочитать о других выдающихся картинах о журналистах, многие из которых также не были отмечены Киноакадемией.

«Вся президентская рать» / All the President’s Men

Реж. Алан Дж. Пакула, 1976

Оскароносная американская классика Алана Дж. Пакулы рассказывает о знаменитом «Уотергейтском деле», которое вели журналисты The Washington Post Боб Вудворд и Карл Бернастайн. Фильм вышел спустя всего три года после их скандальной публикации, приведшей к отставке президента Никсона. Дастин Хоффман и Роберт Редфорд сыграли двух журналистов с хорошей хваткой и желанием свернуть горы. Случайно наткнувшись на документы, разоблачающие нечестную игру Никсона во время предвыборной компании, они не упускают сенсацию.

Фильм снят в необычной манере: в нем нет личной жизни героев, бравады и эстетики больших редакций, а только рутина и изнанка журналистики, которую мало кто осмеливался показывать настолько буднично. Разговоры, телефонные звонки, кофе, сигареты, белые рубашки с завернутыми рукавами и монотонные перемещения двух неунывающих репортеров в вечно ненастные дни от человека к человеку в поисках истины.

Действие пронизано самыми разными звуками, которым отдана особая роль. Отмеченный «Оскаром» звук в фильме не фон, а отдельный персонаж. Удары печатной машинки в самом начале звучат, как выстрелы. Тарахтение телефона, шорох исписанных бумаг и салфеток — вот сердцебиение невидимой упорной работы, происходящей в недрах сознания газетчиков. Некий параллельный процесс, «подземный муравейник» разрозненных мыслей, которые однажды сольются в нужную комбинацию и вспыхнут. Фильм заканчивается символично: стук печатающих машинок, добивающих разоблачающую статью, перекрывает аудиофон работающего телевизора, по которому Никсон принимает присягу. Мир вещей звучит так, будто тоже хочет добиться правды.

«В центре внимания» /Spotlight

Реж. Том МакКарти, 2015

Фильм, основанный на реальных событиях, произошедших в 2002 году, рассказывает о работе тех, кто в силах изменить мир и взять на себя ответственность вместо пасующего государства. Журналисты The Boston Globe расследуют серию изнасилований, совершенных священниками над детьми. Газетчики поэтапно раскручивают темные дела, разговаривая с жертвами, которые даже спустя много лет так и не оправились от травм. В итоге расследование приводит к страшной статистике: 6% священников практикуют секс с малолетними — это 90 представителей духовного сана в одном только Бостоне.

Фильм получил премии «Оскар» за «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий». Кстати, Том МакКарти написал текст в соавторстве с Джошем Сингером — одним из будущих сценаристов «Секретного досье». Главные роли исполнили отличные артисты — Марк Руффало, Майкл КитонРэйчел МакАдамс и Лев Шрайбер. Самое интересное, что МакКарти удалось раскрыть журналистов, не показывая ни служебных романов, ни семей — только дело и тени под красивыми глазами от бессонных ночей.

«Стрингер» / Nightcrawler

Реж: Дэн Гилрой, 2014

Ночной Лос-Анджелес буквально кишит стрингерами — «стервятниками» на колесах. Операторы-фрилансеры работают сразу для нескольких каналов, которые платят им за откровенные кадры с места аварий. Все, что нужно стрингеру, это камера, свежий навигатор и отсутствие души. Приехать раньше всех, снять перевернутую машину со всех сторон, и только потом вызвать 911 — нормальная схема для этих ребят. «Мы любим преступления, но не все... Жертвы, или несколько, желательно белые, богатые... Наши новости — это бегущая по улице, плачущая женщина с перерезанным горлом» — говорит в фильме редактор передачи в исполнении Рене Руссо. Мелкий воришка Луи Блум (Джейк Джилленхол) понимает, что наконец-то нашел занятие по душе. По сути, он типичный маньяк, чей изъян идеально подходит извращенной системе криминальной журналистики.

Дебютная режиссерская работа сценариста Дэна Гилроя («Деньги на двоих») создана на скромный бюджет в восемь с половиной миллионов долларов. Это не триллер и не детектив, фильм не подкреплен четким сценарным каркасом и не подкрашен яркими диалогами. Он просто непредсказуем. Кажется, зритель следует за камерой и смотрит длинный репортаж. Гилрой блестяще передает атмосферу медленно собирающегося зла, а Джилленхол создал по-настоящему жуткий образ, от которого, невозможно оторвать глаз. Актер специально похудел для роли, чтобы передать изможденную одержимость помешанного телеохотника, и даже провел несколько ночей в компании реальных стрингеров.

«Доброй ночи и удачи»/ Good Night, and Good Luck

Реж. Джордж Клуни, 2005

1954 год. Лицо канала CBS Эдвард Мароу (Дэвид Стрэтерн) — символ Америки. Спокойный, рассудительный, умеющий разложить по полочкам главные новости страны, он скучает без ярких тем. Как только ему подворачивается дело о бедном летчике, уволенном в запас из-за того, что его сестра придерживается коммунистических взглядов, он жадно хватается за дело. И с помощью цикла точечных передач возвращает парню его конституционные права, а заодно пускает под откос карьеру сенатора Маккарти.

Черно-белая, стилизованная под хронику лента, больше напоминает ретро-спектакль или клип, в котором красивые мужчины с набриолиненными волосами много курят и разговаривают на планерках в редакции или ближайшем баре за стаканчиком виски. По большому счету все действие состоит из диалогов, из которых, если невнимательно слушать, можно ничего не понять. Однако это не помешало фильму собрать в мировом прокате 55 млн. долларов (при бюджете в $7 млн) и завоевать шесть номинаций на «Оскар». Иногда чтобы произвести впечатление и создать убедительный промоушн «серьезной» журналистики, достаточно хорошо выглядеть, красиво держать сигарету в эфире и быть похожим на символ страны, как это мастерски продемонстрировал Стрэтерн, да и сам Клуни, не только сыгравший одну из второстепенных ролей, но и выступивший в качестве режиссера и сценариста. 

«Репортерша» /Whiskey, tango, foxtrot

Реж: Гленн Фикарра, Джон Рекуа, 2016

40-летняя американская репортерша Ким Бейкер отправляется в командировку в Афганистан, чтобы засветиться в кадре. Работа с интересными людьми в экзотической стране оказывается интереснее репортажей из Нью-Йорка. Три месяца растягиваются на три года. Кажется, именно здесь, избавившись от гнета беговых дорожек фитнес-зала и офисных будней в мегаполисе, Ким начинает по-настоящему жить. К тому же в Кабуле отлично работает правило «4.10.4», согласно которому, если в Америке по привлекательности ты тянешь на четыре балла, то здесь — на все десять.

Легкое и эффектное кино о тяжелом опыте военного репортера, рассказывающее, чем опасна журналистика из горячих точек, помимо пуль. Как выяснилось, она вызывают привыкание. Фильм снят по книге Ким Баркер «Талибанская перетряска», которой заинтересовалась сама исполнительница главной роли Тина Фей. Она же и спродюсировала картину. Фильм замечателен, прежде всего, непосредственностью подачи. Герои смеются, выпивают, подкалывают друг друга и продолжают шутить, даже когда попадают в плен. Это такая ирония на грани, когда смех становится единственным оружием против страха. К тому же, когда в кадре все это мастерски проделывают Марго РоббиМартин Фриман и Билли Боб Торнтон, начинаешь верить в то, что у реальности куда больше измерений, чем кажется.

«Безумный город» / Mad City, 1997

Реж. Коста-Гаврас, 1997

В городке Мэдлайн в Калифорнии скучает на пресной службе телевизионный журналист Макс Бракетт (Дастин Хоффман). Он обаятельный и конфликтный, как и полагается телезвезде. Однако вся его слава осталась в Нью-Йорке, откуда его за очередной скандал сослали в провинцию, где он встречает старых знакомых — зависть и интриги. Отправляясь на задание в краеведческий музей, Макс не предполагает, что там его ожидает громкое дело о захвате заложников, которое затеял Сэм (Джон Траволта) — обычный охранник, попавший под сокращение.

Тонкая социальная драма Косты-Гавраса о человеческом несовершенстве, которое особенно хорошо видно, если действие происходит в маленьком городе. По ощущениям и внутреннему напряжению, которое не отпускает весь фильм, картина чем-то напоминает «Догвилль». Джон Траволта играет нетипичную для себя роль непутевого парня с комплексами и делает это так хорошо, что начинает казаться, все остальные его мачо и танцоры не более, чем плод воображения. Дастин Хоффман более предсказуем, но и его образ не лишен второго дна.

«Журналист»

Реж. Сергей Герасимов, 1967

Успешный и привлекательный журналист ведущей московской газеты Юрий Алябьев идет по жизни легко и лениво. Впереди большие перспективы — перевод в международный отдел из пенсионерской рубрики писем и поездка в Европу с лучшими представителями прессы. Накануне повышения Юрий отправляется в командировку в далекий уральский город. Собирая материалы для статьи, Юрий ведет параллельное расследование экзистенциального характера. «В чем смысл всего?» — спрашивает он самых разных новых знакомых. Одни отвечает, то в борьбе, переменах и одолении, другие — что в спокойствии или любви. Его собственный ответ окажется совершенно неожиданным как для самого героя, так и для зрителя.

Талантливый двухсерийный фильм Сергея Герасимова, рассказывающий о поисках смысла в советской глуши и богемной Европе, снят в духе неореализма. Это черно-белая элегия, сплетенная из разговоров. На кухне, в редакции, у реки, в ресторане умные, тонкие и глубокие люди говорят о простом и сложном так, что хочется перемотать назад и слушать снова. То, за чем безуспешно гоняется ностальгическая камера Алексея Германа-младшего, было схвачено Герасимовым еще в «Журналисте». Режиссер привлек к работе великолепных актеров тех времен, среди которых — Сергей Никоненко, Галина Польских, Юрий Васильев и Валентина Теличкина. В эпизодах появляются Василий Шукшин, сам Герасимов, его жена Тамара Макарова, а также знаменитые француженки Анни Жирардо и совсем юная, похожая на прекрасную школьницу, Мирей Матье.

«В движении»

Реж. Филипп Янковский, 2002

Журналист светской хроники Саша Гурьев в исполнении Константина Хабенского прекрасен и быстр, но ужасно задерган и одинок, согласно штатному расписанию героя времени. Внешне Саша (возможно неслучайно?) очень похож на Юрия Алябьева из «Журналиста» и тоже ищет себя и смыслы жизни. Только все никак не находит. Видимо, очень спешит и каждый раз проносится мимо, как поезд в финальной сцене этой картины. О своей несбыточной мечте он объявляет с первых минут фильма, когда в кадре появляется небо и медленно парящий воздушный шар: «Так бы плыть и плыть... Как хочется сделать что-нибудь хорошее. Всех любить. Не суетиться. Не заниматься ерундой». И пусть любить всех у Гурьева по-своему получается, а остановить бессмысленное «движение» и его последствия — нет.

Яркий клиповый фильм Филиппа Янковского, который можно смотреть как исторический дневник сладкой жизни начала 2000-х. Впрочем, на лавры «Сладкой жизни» Феллини (аналогия с которой часто упоминается критиками), режиссер не претендует, а вот контекст постперестроечной России эпохи «Титаника» и «Джусто» передан тонко и со вкусом. Некоторые персонажи играют самих себя или свое альтер эго. Самые модные московские клубы и рестораны тех времен, большинство из которых давно стерты с лица изменчивой столичной гламорамы, сняты во всей красе и при полной загруженности. При этом кино не напоминает открытку, это серьезный фильм, который заставляет задуматься, вернее, остановиться, чтобы понять, куда и в каком ритме двигаться дальше, чтобы остаться верным себе.

«Телесеть» / Network

Реж. Сидни Люмет, 1976

Известие об увольнении настолько поражает телеведущего новостного блока Говарда Била (Питер Финч), что он идет на крайность — обещает покончить с собой прямо во время эфира. Казалось бы, что должно сделать руководство? Отправить побыстрей бедолагу на пенсию. Но дружественный редактор дает ему еще один шанс «нормально» попрощаться со зрителем. Тут и начинается все самое интересное. Говард снова ведет себя странно, рассказывая из телевизора, как он несчастен и «полон чуши». Неожиданно рейтинги некогда «мертвой» программы взлетают — людям нравятся его откровения. Тогда расчетливая молодая редактор Дайана Кристенсен (Фэй Данауэй), находящаяся в поисках злых программ, делает ставку на выжившего из ума старика как голоса народного гнева.

Второй фильм в истории «Оскара», получивший сразу три статуэтки за актерскую игру. Фэй Данауэй блестяще справилась с ролью хищной редакторши телеканала, ее образ абсолютного зла в хрупком и стройном теле красивой женщины настолько совершенен, что в какой-то момент ловишь себя на том, что любуешься ее отточенной бесчеловечностью. Питер Финч тоже глубоко вжился в свою роль сумасшедшего ведущего, который не ведает, что творит и уже не может остановиться. К сожалению, «Оскар» актеру присудили уже посмертно. Что касается третьего «Оскара», то здесь тоже есть прецедент. Актриса Беатрис Стрэйт получила статуэтку за «роль второго плана», которая длится ровно 5 минут и 2 секунды. Известно, что история Говарда Билла основана на реальных событиях: в июле 1974 года доведенная до глубокой депрессии телеведущая Кристин Чаббак застрелилась во время прямого эфира. Об этом инциденте был снят отдельный фильм, который так и называется: «Кристин».

«Его девушка пятница» /His Girl is Friday

Реж. Говард Хоукс, 1940

В центре этой комедии — любовный треугольник, в который входят бывшие супруги (очаровательный и нагловатый редактор газеты Morning Post Бернс и его прекрасная репортерша Хилди) и третий лишний — нудноватый, но надежный страховой агент Брюс. Когда девушка заявляется в редакцию, чтобы сообщить о том, что покидает журналистику, выходит замуж и начинает новую респектабельную жизнь, бывший муж понимает, что не желает терять прекрасную коллегу и подключает всю свою смекалку, чтобы удержать любимую при себе и газете, попутно строя разные козни ее непутевому жениху.

Экранизация пьесы Бена Хекта и Чарльза МакАртура «Первая полоса» стала прорывом в мире звукового кино. Если раньше персонажам полагалось говорить по очереди, не перебивая друг друга, то в этой ленте герои болтают без умолку, рассыпая остроты и играя в словесный пинг-понг. Фильм полон скоростных диалогов, разбавленных шутками и импровизированными репликами самих актеров. Кэри Грант и Розалинда Рассел сыграли идеальную влюбленную пару, умеющую ссориться без грубостей и остроумно. Эта парочка дала бы фору современникам по части выяснения и спасения отношений без помощи психологов, но с привлечением высокого мастерства владения изящным троллингом.

Читать также: рецензия на «Секретное досье»






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер