НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Режиссерские мастер-классы, искусство сериала и создание фильмов за 39 (или 100) шагов

Михаил Моркин, 23 марта 2018, 17:11:00 1

«Киномания» продолжает изучать раздел «Кино» интернет-магазина «Читай-город». В свежей подборке книг – учебники по написанию сериалов, разговоры с известными режиссерами, поиски мифов и «жизни» в кино и два занятных самоучителя.

«Мобильное кино. 100 шагов к созданию фильма»

Авторы — Максим Муссель, Ольга Кононова

Книга энтузиаста мобильного кино и инициатора проекта MobileFilmmaker Максима Мусселя не научит вас создавать фильмы на iPhone на уровне Стивена Содерберга или Шона Бейкера. Скорее это книжка-мотиватор, которая может заставить начать снимать на телефон семейные видео и репортажи более качественно. Авторы советуют «доверять себе», «относиться серьезно» и «настроиться на творчество», достаточно поверхностно рассказывают о визуальных решениях и едва касаются технических вопросов съемки. С одной стороны, такой подход никого не испугает сложностями, с другой — не дает знаний выше уровня Starter. Как бы то ни было, и такой ликбез может оказаться кому-то полезным.

«Как снять кино за 39 шагов»

Автор — Мэтт Трифт

На фоне «Мобильного кино» «39 шагов» кажутся более интересным вариантом для начинающих кинематографистов. Книга британского журналиста и редактора издания о кино Little White Lies Мэттью Трифта тоже не претендует на полноту охвата, однако написана достаточно емко, лаконично и креативно. Самоучитель состоит из трех основных глав («Подготовка, «Съемка», «Постпродакшн»), в которых можно найти советы по созданию композиции и ритма, использованию планов и работе со звуком. Подкупает и то, что Трифт — прожженный киноман: здесь и там по «39 шагам» (как у Хичкока?) разбросаны цитаты режиссеров, кинематографические байки (уже в ведении пересказывается урок, который Джон Форд преподал молодому Спилбергу), маленькие тематические подборки и мини-разборы разных важных лент. В дополнение издание содержит шаблоны смет, календарно-постановочных планов и раскадровок, пример оформления режиссерского сценария, перечни необходимого оборудования и интернет-ресурсов.

«Профессия режиссер. Мастер-классы»

Автор — Лоран Тирар

На протяжении шести лет интервьюер французского журнала Studio Лоран Тирар разговаривал с такими постановщиками, как Джон Бурмен, Вуди Аллен, Бернардо Бертолуччи, Мартин Скорсезе, Вим Вендерс, Педро Альмодовар, Дэвид Кроненберг, Дэвид Линч, Джон Ву, братья Коэн и Ларс фон Триер о секретах киномастерства, режиссерском видении и рабочих процессах. В 2002 году Тирар объединил многочисленные интервью в книгу Moviemakers’ Master Class: Private Lessons from the World’s Foremost Directors. Спустя 15 лет сборник вышел на русском языке. Разумеется, за это время в мире кино появились новые герои (самому молодому герою «Мастер-классов», Тиму Бертону, скоро стукнет 60 лет), а сами кинематографисты успели изрядно пополнить свои «резюме». Тем не менее читать их прямую речь интересно и познавательно, а русскоязычные книги-интервью — довольно редкий гость на полках книжных магазинов. Надо думать, что и автору эти уроки помогли пробиться в кино. Тирар стал известен как создатель двух комедий с Жаном Дюжарденом, четвертой серии «Астерикса и Обеликса» и байопика «Мольер». Впрочем, российское издание почему-то проигнорировало его карьеру после 2000 года, упомянув лишь о наличии у Тирара короткометражных работ. Обидно, ведь не так уж часто бывшие киножурналисты могут похвастаться столь обширной фильмографией.

«Миф и жизнь в кино. Смыслы и инструменты драматургического языка»

Автор — Александр Талал

Известный сценарист и педагог Александр Талал («Черная Молния», «Дневной дозор») написал книгу, в которой попытался разобраться, как правильно сочетать в истории мифические и жизненные элементы. Талал справедливо настаивает, что не стоит делить кино на «высокое» и «низкое» искусство, так как создатели жанровых картин давно и удачно используют наработки артхауса, а режиссеры-авторы экспериментируют с массовым зрителем. Сценарист не выводит идеальную пропорцию «мифического» и «жизненного», которой не может существовать, зато предлагает своим читателям самим проанализировать, как работает хорошая драматургия. Талал затрагивает множество картин (от Бергмана и Антониони до Нолана и Pixar), и стоит отметить, что его размышления могут быть интересны не только профессиональным сценаристам, но и широкому кругу читателей, которым хочется лучше понимать любимый вид сторителлинга.

«Искусство сериала. Как стать успешным автором на TV»

Автор — Памела Дуглас

В отличие от книги Талала «Искусство сериала. Как стать успешным автором на TV» вряд ли сможет заинтересовать людей, которые не собираются всерьез строить карьеру телесценариста. Дуглас не только подробно разбирает, как писать телесериалы, но и как их продавать. Бизнес оказывается не менее важной частью профессии сценариста, чем творчество. Из книги можно узнать про драматургическую специфику разных сериалов, распределение работы в загадочных для простых зрителей сценарных комнатах и создание пилотов для будущих хитов. Самой известной строчкой в фильмографии самой Дуглас является эпизод из шоу «Звездный путь: Следующее поколение», однако книга содержит несколько интервью с успешными производителями телеконтента. Среди них — Джон УэлссСкорая помощь», «Милдред Пирс»), Дэвид Айзекс («Чертова служба в госпитале Мэш») и создатель «Прослушки» и «Двойки» Дэвид Саймон. Учебник впрочем рассчитан на американскую индустрию и, возможно, слегка устарел — ведь он написан до прихода в игру Netflix, Amazon и других стриминг-гигантов.

Интернет-магазин Читай-город дарит читателям Киномании 10%-ную скидку на книги из материала, которая будет действовать с 26 марта. Для активации скидки введите код kinomania в поле «купон на скидку». На сайт магазина можно перейти по ссылкам в названиях книг. 






КОММЕНТАРИИ 1
Спасибо за честный обзор. Парочку книг приобрету.
Продолжайте рубрику

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер