НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

10 фильмов об Иисусе Христе

Алла Гугель, 9 апреля 2018, 16:24:00 2

В связи с Пасхой и выходом на экраны библейской драмы «Мария Магдалина» Алла Гугель вспоминает другие фильмы о Сыне Божьем.

«Евангелие от Матфея» / Il vangelo secondo Matteo

Реж. Пьер Паоло Пазолини, 1964

Одна из самых необычных работ на евангельскую тему. Черно-белый шедевр с длинными кадрами и крупными планами лиц: изящных, тонких, грубых, изувеченных. Камера задерживается на ликах самых разных людей чуть дольше, чтобы продлить паузу беззвучной красоты. Когда человек просто молчит и смотрит, проступает особенное знание о нем. Так, сцены общения Марии и Иосифа абсолютно безмолвны, но от их «диалога» невозможно отвести глаз. Иисус, напротив, много говорит, он декламирует, кричит, как будто не в силах удержать слова. Он суров, его сросшиеся брови — знак сосредоточенности, движения к цели на сложном пути.

Что удивительно, за свое экспериментальное кино Пьер Паоло Пазолини, открыто признававший себя атеистом, не только не заработал ни одного врага среди церковников, но и получил более десяти наград и номинаций, среди которых Специальный приз жюри на МКФ в Венеции и Большой приз экуменистического общества, действующего от имени Ватикана. Работая над картиной, Пазолини, как и его герой-мятежник, нарушал все, что можно. Снимал не в Израиле, а в Италии, на роль Иисуса пригласил обычного 19-летнего студента из Испании Энрике Иразоки, да и остальные роли отдал тоже непрофессионалам — жителям ближайшего к съемкам городка Матера. В саундтреке режиссер намешал фуги и квартеты Моцарта и Баха со спиричуэлом Одетты и русскими народными песнями. Все это разноплановое музыкальное море идеально легло в поле фильма, как будто склеились мысли и чувства людей из разных стран и времен. Сцену погребения Иисуса сопровождает песня «Ой ты, степь широкая» подчеркивающая момент боли и скорби.

 

«Величайшая из когда-либо рассказанных историй / The Greatest Story Ever Told

Реж. Джордж Стивенс, Дэвид Лин, Жан Негулеско, 1965

Библейский эпик, снятый настолько масштабно, насколько это было возможно в 1965-ом году. И пусть герои говорят чересчур патетично, царь Ирод слишком страшен и черен лицом, а Иоанн-Креститель кажется еще свирепее злодея в своем праведном гневе, размах картины компенсирует приметы жанра. Чего только стоит молитвенная песня народа, ожидающего прихода спасителя. Не меньший трепет вызывает сцена воскресения Лазаря, которая стала, пожалуй, одним из самых впечатляющих моментов в фильме.


Фильм Джорджа Стивенса, неоднократного обладателя Оскара, в этот раз был упомянут в пяти номинациях: за операторскую работу, работу художника и декоратора, костюмы, музыку и визуальные эффекты. Режиссер собрал звездный актерский состав, задействовав 82-х исполнителей, среди которых Майкл Андерсон мл., Кэррол Бейкер, Ричард Конте, Мартин Ландау. Иисус в исполнении молодого Макса фон Сюдова сказочно красив. Голубые подведенные глаза, ярко очерченные пунцовые губы и бесконечно грустный взгляд. Такие необыкновенные лица сейчас можно отыскать только в старом кино.

«Иисус Христос — Cуперзвезда» / Jesus Christ Superstar

Реж. Норман Джуисон, 1973

Экранизация легендарной рок-оперы композитора Эндрю Ллойда Уэббера на стихи Тима Райса. Мюзикл поставили на Бродвее в 1971 году, а фильм канадского режиссера Нормана Джуисона вышел в 1973-ем и снискал сумасшедший успех. «Суперзвезда» получился действительно супер, начиная от оригинального саундтрека (вот что нужно ставить детям после поездок в Консерваторию) и заканчивая атмосферой бесконечного «хиппи-диско-рая на Земле» и неожиданной сценарной подачей. Идея «фильма в фильме», когда в пустыню въезжает автобус со съемочной группой, и актеры, шутя, наряжаются в костюмы, снимает излишнее напряжение с тревожной и грустной истории. А бутафорский кич в виде примет разных эпох — танков, касок и автоматов вместо колесниц и доспехов римских легионеров — добавляет действию злободневный смысл. Да и просто приятно смотреть, как «дети цветов», переодевшись из джинсов и пестрых топов в льняные туники, отплясывают на фоне песков Южного Израиля.

Фильм номинировали на «Оскар» и «Золотой Глобус». В нескольких номинациях (мужская роль и дебютант) отметили Теда Нили в образе Христа. Он отличился не только талантливой игрой, но и особенной манерой исполнения — в своей партии он специально отставал на полтакта от музыки.

«Мессия» / Il messia

Реж. Роберто Росселлини, 1975

Фундаментальная постановка классика неореализма Роберто Росселлини для итальянского ТВ начинается нетрадиционно — с краткого экскурса в историю еврейского народа, как бы предвосхищая этим последующие события и приоткрывая тайники «коллективного бессознательного». История Иисуса передана подробно и без лишних эффектов — только красивая природа, благородные лица и стройные фигуры.

В своем последнем полнометражном фильме Росселлини постарался избежать религиозного пиетета и показал историю предельно просто и изящно, не умаляя масштабности происходящего, но всматриваясь в детали. Чудеса сняты буднично, словно обычная жизнь . Спокойное описательное кино начинает сверкать, наполняясь движениями и звуками прекрасной бесконечности человеческого труда. Камера скользит мимо сосредоточенных горожан, занятых делами: замешивают глину, раздувают огонь, подшивают обувь, ловят рыбу. В этой деятельности заключено совершенство и конечная цель любых духовных поисков.

 

«Иисус из Назарета» / Jesus of Nazareth

Реж. Франко Дзеффирелли, 1977

В созданном по заказу Ватикана 4-серийном мини-сериале Франко Дзеффирелли собрал все события из жизни Христа от Рождества до Вознесения. Режиссеру удалось, несмотря на растянутый формат, снять красивое реалистичное кино, заставляющее поверить в то, что все рассказанное в Новом Завете может быть правдой. Тонко и сдержанно показан полный цикл чудес и преображений. Живой, благородный Иисус (Роберт Пауэлл) не обличает, не ругает, но показывает, что есть любовь. Зная все про всех, он не теряет интереса к людям, ценит момент общения, понимая, что они совершат на следующий день.

Франко Дзеффиррелли прославился своими театральными и оперными спектаклями, а также успешными экранизациями Шекспира. Кстати, актриса Оливия Хасси, сыгравшая главную роль в его «Ромео и Джульетте», стала девой Марией в «Иисусе из Назарета». Для работы над фильмом режиссер собрал сильную команду. Сценарий, к примеру, написал Энтони Берджес автор «Заводного апельсина», произведения не самого гуманистического толка. Отчасти, поэтому фильм популярен до сих пор и транслируется по телевидению Италии на Страстную неделю из года в год.

«Последнее искушение Христа» / The Last Temptation of Christ

Реж. Мартин Скорсезе, 1988

Экранизация романа Никоса Казандзакиса «Последнее искушение», в котором Иисус показан обычным человеком — плотником, который слышит голоса. Герой идет за «ними» и делает все, что нужно — собирает учеников, оживляет Лазаря и не выходит из очерченного круга в пустыне, отбиваясь от искушающих его кобры, льва и огня. Он страдает, так как не перестает желать женщину и бояться смерти. Главное, последнее искушение, которое ждет его после Голгофы, не похоже ни на что из перечисленного в Священном Писании.

Громкая, талантливая и скандальная картина Мартина Скорсезе, вокруг которой представители религиозных организаций развернули «боевые действия». Эти же воинствующие церковники буквально заставили режиссера прервать съемку фильма в 1983 году. Кинокомпания Paramount Pictures не смогла поддержать своего автора и закрыла проект. Скорсезе смог осуществить свою мечту только через четыре года уже на Universal Pictures. В фильме действительно много натурализма и неоднозначных сцен. Кровь от разделанных туш, стекающая в стоки, к которым сбегаются собаки. Голая Магдалина, принимающая мужчин, пока другие сидят и смотрят. Полуразложившаяся рука Лазаря, тянущаяся к Иисусу из «ожившего» савана. А главное — сам Христос, который впервые за всю историю кино занимается сексом с женщиной. Уиллем Дефо в роли Мессии выглядит чуть более мужественным и даже обыденным, чем принято показывать в кино. А если учесть, что ранее он играл в основном злодеев, образ становится еще более объемным и привлекательным. Нельзя не отметить и другие режиссерские решения: положительного Иуду сыграл Харви Кейтель, благородного Пилата — Дэвид Боуи, а музыкальное сопровождение написал Питер Габриел.

«Мария, мать Иисуса» / Mary, Mother of Jesus

Реж. Кевин Коннор, 1999

Фильм о Марии, выведенной из тени библейской истории. Режиссер сделал акцент на роли матери Иисуса, избавив ее от привычного схематизма. С ее сказок и колыбельных началось то добро, которое потом будет проповедовать Мессия. «Так легко быть подлым. И так легко злиться» — говорит 12-летний Иисус, вытирая разбитый в драке нос, ни разу не подняв руки на обидчиков. Уже тогда Мария предчувствует плохой исход, но все же отпускает свое дитя исполнить предназначение.

Это не подробное изложение Нового Завета, скорее экранизация по мотивам. Особенно запоминающейся стала сцена превращения воды в вино. Лица апостолов буквально светятся от восхищения, когда они видят, как из сосуда струится розовая жидкость. Кажется, только сейчас (и наконец-то!) они смогли поверить в божественное происхождение своего учителя. Кристиан Бейл в роли Иисуса невероятно хорош. Он неулыбчив и сдержан, отчего его красота наполняется тем безусловным притяжением, которому подчиняешься бессознательно. Внешность здесь тоже магия. И мрачность, и разочарование, и венок — Кристиану все к лицу. Он идеал, принц небесный в кипельно-белых одеждах. А страдать дальше и проповедовать на Земле будет пережившая сына Мария, которая говорит апостолам, что их миссия еще не завершена: «Нет, наша работа только начинается!».

«Страсти Христовы» / The Passion of the Christ

Реж. Мел Гибсон, 2004

Напряженная историческая драма Мэла Гибсона, рассказывающая о последних 12-ти часах жизни Христа. Гефсиманский сад, туман, тревожная музыка. Мессия молится на древнем арамейском языке, пока апостолы спят, из темноты возникает лысый безбровый дьявол неопределенного пола в иезуитском капюшоне и начинает искушать Иисуса. Это демоническое лицо будет появляться часто: во время избиения Христа, в момент помешательства Иуды перед самоубийством — везде, где творится зло. «Страсти» вызвали массу споров, поделив публику на тех, кто считает Гибсона садистом и конъюнктурщиком, и тех, кто видит в откровенных сценах ту необходимую беспощадность и силу, которая должна заставить людей остановиться и посмотреть на себя со стороны.

Джим Кэвизел, сыгравший Иисуса, во время съемок получил настоящие увечья и травмы. От многослойного грима, который ему накладывали ежедневно в течение семи часов, его тело покрылось волдырями. Один из ударов плетью оказался настолько сильным, что Джим вывихнул кисть. Однажды в него даже ударила молния (кто-то усмотрел в этом нехороший знак), но Джим выжил. Мало того, крест, который он нес, был настоящим и весил 70 кг, так что актеру действительно не просто дался этот путь. А вначале идя на пробы, Кэвизел был уверен, что фильм будет про серфингистов. Кино собрало бешеную сумму в прокате — около $612 млн. Часть из них Гибсон пожертвовал церкви.

«Мария» / Maria

Реж. Абель Феррара, 2005

Три современных истории, в которых «замешан» Иисус. Амбициозный режиссер (Мэттью Модайн) снял фильм «Это моя кровь», в котором сыграл Христа, и теперь корчится в честолюбивых судорогах, ища славы, как вампир крови. Актриса, исполнившая в его фильме роль Марии Магдалины (Жюльет Бинош), не может выйти из образа, и как будто «сходит с ума», бросая все и отправляясь к святым местам в Иерусалим. Ведущий передачи «Иисус. Подлинная история» (Форест Уитакер) после глубокомысленного интервью с теософами о личности молодого Бога едет ночевать к любовнице, в то время как дома его ждет беременная жена. Все три человека распутывают клубок своих забродивших жизней, пытаясь найти Бога и поговорить с ним.

Неожиданная работа Абеля Феррары, любителя фильмов про маньяков, мафию и зависимости («Король Нью-Йорка», «Плохой лейтенант»), ярко и нескучно раскрывает тему духовных исканий. Он с первых кадров вгоняет зрителя в шок, сажая в пещеру-усыпальницу двух инфернального вида ангелов с пуховыми крыльями и лицами Носферату. Ангелы говорят Марии слова воскресшего Иисуса: «Зачем плачешь ты, женщина? Почему ищешь живого среди мертвых». А через несколько минут мы видим бодрых рабочих в спортивных костюмах, которые оттаскивают каменную дверь на склад декораций съемочной площадки. Мария уходит потрясенная, в белых одеждах, и в кожаной косухе. Все это смущает, сбивает с толку и снижает пафос избитых киношных «рельс» новозаветных фильмов. Ленту номинировали на «Золотого льва», но в итоге наградили специальным призом жюри Венецианского кинофестиваля.

«Дни искушения» («Демон») / Last Days in the Desert

Реж. Родриго Гарсиа, 2015

Иисус (Юэн МакГрегор) блуждает в пустыне в поисках Бога. Он задает вопросы. Но вокруг только песок и тишина. Странник видит Демона (или свое альтер эго?), который выглядит, как его брат-близнец, и в своих доводах весьма убедителен. Демон знает прошлое и будущее, он помнит, как выглядит Бог. Иисусу страшно, но интересно — он старается ему не верить, но и не прерывает. Параллельно святой человек встречает семью, которая пытается построить жилище в пустыне. Умирающая мать, уставший от горя и трудов отец и сын-подросток, мечтающий сбежать из мертвых песков в Иерусалим. Иисус незаметно втягивается в их жизнь и получает свой урок.

«Дни искушения»  красивый и неспешный фильм, философская притча с завораживающими кадрами природы. Оператор Эммануэль ЛюбецкиВыживший», «Гравитация», «Бердмэн») показал пустыню Северной Калифорнии как бесконечное и прекрасное полотно, фрагмент идеальной, не тронутой человеком, красоты. Пустыня выглядит как другая планета, то ли застывшая лава, то ли обнаженное дно океана, хранящая в своей безупречности главный ответ. Фильм также стоит посмотреть любителям шотландского актера МакГрегора, который сыграл здесь одновременно Мессию и Искусителя.






КОММЕНТАРИИ 2
Администрация, обращаюсь к вам: куда пропали мои две папки с фильмами в которые я откладывал кино ? на это ушла уйма моего времени. Прошу ответить в срочном порядке!
уже появились

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер