НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Эхо ММКФ

Kinomania.ru , 28 апреля 2018, 19:25:00

«Киномания» подводит своеобразные итоги завершившегося на этой неделе 40-го Московского международного кинофестиваля и публикует обзор пяти фильмов, которыми юбилейный смотр запомнился авторам сайта. «Лицо» и «Миссис Хайд» уже вышли в российский прокат. 

«Первая реформаторская церковь»

Реж. Пол Шрейдер

Программа: Мастера

Бывший военный священник Толлер (Итан Хоук) сломлен горем после гибели сына. Он служит настоятелем в старой церкви, куда чаще приходят на экскурсию, нежели для молитвы. Однажды одна из прихожанок Мэри (Аманда Сайфред) приглашает священника домой, чтобы он побеседовал с ее отчаявшимся мужем-экоактивистом. Женщина беременна, но отцу ребенка невыносима мысль о том, что тот родится в мире, который неизбежно приближается к экологической катастрофе. Слова мужчины неожиданно задевают Толлера, и в его сердце закрадываются сомнения во всем том, чему он посвятил жизнь.

По словам культового режиссера и сценариста Пола Шрейдера, он давно мечтал снять кино о духовных исканиях. «Первая реформаторская церковь» соткана из аллюзий и цитат на главные религиозные картины прошлого столетия. Подобно герою «Дневника сельского священника» Толлер ведет записи по вечерам, питается почти только алкоголем и, как следствие, страдает от болей в желудке. Другим источником вдохновения Шрейдера явно было «Причастие» Бергмана, главный герой которого тоже «усомнился» после разговора с депрессивным прихожанином. Но «Первая реформаторская церковь» не только оглядывается на своих предшественников, но размышляет о религии с весьма актуальной точки зрения.

Толлера мучает вопрос, как продолжать верить сегодня, когда загрязнение окружающей среды достигло катастрофических показателей, когда церковь давно стала частью корпоративной и государственной системы и не имеет ничего общего с заветами Христа? Духовное смятение своего героя во всей красе передал Итан Хоук. Актер создал необыкновенный образ мучимого бессонницей и чувством вины священника, изгоя общества, который перестает понимать, чего хочет от него Господь. «Первая реформаторская церковь», пожалуй, самое значительно высказывание о религии в кино последних лет. В некоторых аспектах Шрейдер оказался даже глубже и острее своего бывшего коллеги Скорсезе и его «Молчания». (Кирилл Горячок)

«Спутник Юпитера»

Реж. Корнел Мундруцо

Программа: 8 ½ фильмов

17-летний сирийский беженец Арьян нелегально пересекает венгерскую границу и в суматохе теряет отца, после чего оказывается под огнем пограничников и попадает в больницу. С такими ранами Арьян должен был бы погибнуть, но вместо этого он приобретает способность левитировать. Местный врач решает использовать талант Арьяна для своей выгоды, обещая ему в обмен помочь выбраться из лап полиции и найти отца.

Режиссер «Спутника Юпитера» Корнел Мундруцо работает в кино и театре, и его фильмы регулярно попадают в программы Каннского фестиваля. Последняя заметная работа Мундруцо — «Белый бог», притча о девочке и беспородной собаке, на идею для которой режиссера вдохновил роман Джона Кутзее «Бесчестье» о ЮАР после апартеида. В «Белом боге» Мундруцо делает комментарий по поводу острой для Венгрии проблемы мигрантов и отношения к ним. Эта же тема уже открыто становится основой для «Спутника Юпитера», где консервативное общество не готово принять ни напуганного подростка, бегущего от войны, ни его же, с уже проявившейся — но не опасной сверхспособностью.

В интервью Мундруцо утверждает, что жанр социальной драмы ему неблизок, поэтому он добавляет в «Спутник Юпитера» экшн-основу, куда вводит персонаж Арьяна, который после символической смерти становится ангелом-чудотворцем, уводя фильм в сторону притчи. Главная эмоция кино — страх: страх перед болью, страх перед потерей, и страх перед неизвестным, который сковывает каждого из героев. Ощущение невозможности спрятаться и необходимости бежать, не останавливаясь, усиливается камерой, постоянно находящейся в движении. Смотреть «Спутник Юпитера» не очень просто, но Мундруцо не идет зрителю навстречу, намеренно погружая его в атмосферу всеобъемлющей тревоги, которая отодвигает сюжет на второй план. (Юлия Кузищина)

 

«Лицо»

Реж. Малгожата Шумовска

Программа: Время женщин

Металлист Яцек любит тяжелый рок, собирается жениться на самой красивой девушке в деревне и трудится над созданием самой большой статуи Христа в мире, собирая деньги на переезд в Америку. Планы героя на счастливое будущее рушит несчастный случай, в котором он лишается лица. Совершив первую в Европе пересадку лица, врачи сделали все, что могли, чтобы Яцек мог говорить и нормально питаться. Однако консервативная польская провинция не готова принять его новый внешний вид.

В первой же сцене, в которой алчная толпа штурмует распродажу нижнего белья, режиссер Малгожата Шумовска задает сатирический тон всему фильму. Выбрав для своей работы историю, основанную на реальных событиях, режиссер рассказывает о перерождении человека. Символично, что отправной точкой для этого перерождения становится работа над амбициозным монументом сыну Божию. Картина действительно изобилует метафорами. Самая явная из них — это физическое падение героя, в ходе которого он буквально потерял лицо и все, что у него было. Через подобные намеки и иносказания режиссер озвучивает свою точку зрения по поводу религии, массового лицемерия и показной духовности.

Также говоря о фильме, нельзя не отметить операторскую работу Михала Энглерта, который мастерски использует фокусировку, подчеркивая режиссерский замысел. (Марсель Македонский)

«Миссис Хайд»

Реж. Серж Бозон

Программа: Спектр

Миссис Жакиль уже много лет работает учителем физики в школе. Карьера не клеится: ученики срывают уроки, унижают и жалуются директору на отсутствие практики. Однажды в Жакиль попадает электрический заряд, после которого она преображается. В ней появляется самоуверенность, нажим и несколько весьма опасных для окружающих сверхспособностей.

Пятый фильм французского режиссера, сценариста и критика Сержа Бозона — вольная экранизация «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. Миссис Жакиль терпит издевательства подопечных и школьной администрации и до инцидента с молнией не дает воли чувствам: интересно видеть в этом образе Изабель Юппер, которая, как правило, играет волевых и сильных героинь, способных дать отпор. После удара молнии у Жакиль появляется способ выпустить пар: в беспамятстве она гуляют по ночным улицам, буквально превращаясь в сгусток кипучей энергии. Лишь после огненных променадов, часто плачевно заканчивающихся для их свидетелей, Жакиль начинает интересовать свой класс и в особенности инвалида-двоечника Малика, в котором проснулась жажда знаний.

Отчасти драма в духе французского же «Класса», отчасти черная комедия, новая работа Бозона — странное зрелище, чем-то напоминающее сюрреалистические ленты Квентина Дюпье. В нем чувствуется комментарии на тему расовым проблемы, феминизма и системы образования, однако до конца разобрать режиссерское высказывание может оказаться сложно. (Михаил Моркин)

«Выходной»

Реж. Изабелла Эклёф

Программа: Спектр

Дебютный фильм датского режиссера Изабеллы Эклёф, премьера которого прошла на фестивале «Сандэнс», рассказывает о молодой девушке Саше — новой подружки Михаэля, главаря торгующей наркотиками банды. Преступники отправляется в Турцию на каникулы, и Саша присоединяется к ним. Постепенно она привыкает к порядкам, принятым у ее новых знакомых, и находит среди них свое место. Для этого ей приходится пойти на убийство.

Премьера дебютного фильма датского режиссера Изабеллы Эклёф прошла на фестивале «Сандэнс». Под обложкой триллера скрывается драма о «мужском» мире, состоящем из насилия и борьбы за власть. Героине указывают на это с самого начала — во время первых минут фильма она получает по лицу, а позже ее насилуют, к тому же — крайне демонстративно. Тем не менее, Саша не становится однозначной жертвой, переживая происходящее как инициацию в мире, где она находится в заведомо подчиненном положении. Важным объектом в фильме становится зеркало, через которое героиня наблюдает за собственными трансформациями — с отражением ей интереснее, чем с людьми на вечеринке.

Незадачливый ухажер-голландец, указывающий на положение Саши, не вписывается в эту властную систему, но и не предлагает никаких существенных альтернатив. Именно на нем девушка оттачивает полученные навыки демонстрации силы, понимая, что он слабее других.

По собственным словам, Эклёф заложила в «Выходной» свой взгляд на капитализм, где за красивой оберткой (яркие платья Саши, дорогие интерьеры, разноцветное мороженое в магазине, где она знакомится с голландцем) скрывается жесткая иерархия, основанная на насилии (которое, если бьют не тебя, нужно игнорировать, включив телевизор погромче). Приняв правила игры, Саша получает место под солнцем на яхте, с которой все радостно ныряют в теплое море, но ее эмоциональная сдержанность оставляет неразрешимым чувство тревоги. (Юлия Кузищина)






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер